Выпускные экзамены

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

развернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

 

  1. I. Общие положения

Цель обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – оценка уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета в соответствии с требованиями учебной программы.

С 2016/2017 учебного года на выпускном экзамене проверяется усвоение учащимися содержания учебного предмета «История Беларуси» за период обучения на ІІ и III ступенях общего среднего образования (с древнейших времен до наших дней).

На экзамене оценивается:

знание теоретического учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических событий с процессом; объяснение причинно-следственных связей между фактами);

знание фактологического учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);

хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);

картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте; использование исторической карты как источника информации; характеристика геополитического положения страны);

знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (поиск исторической информации в документальных материалах, анализ содержания документа; характеристика позиции автора исторического первоисточника);

знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі”.
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – Правила).
  4. Постановление Министерства образования от 20.06.2016 года № 48 “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2016/2017 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”.
  5. Учебные программы:

Всемирная история. История Беларуси. V–XI классы. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2017;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі. V–XI класы. Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2017.

Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X - XI классы (базовый уровень). – Минск: НИО, 2017;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X- XI класы (базавы ўзровень). – Мінск: НIА, 2017;

Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс (повышенный уровень) (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история) / Учебные программы / Повышенный уровень);

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X клас. (павышаны ўзровень) (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история)/ Учебные программы / Повышенный уровень);

Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XI класс Повышенный уровень (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история) / Учебные программы / Повышенный уровень);

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XI клас. Павышаны ўзровень (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история) / Учебные программы / Повышенный уровень).

  1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “История Беларуси” (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674).

 

  1. II. Содержание экзамена

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет включает три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ. Третий вопрос направлен на выявление уровня сформированности у выпускников следующих умений:

синхронизации событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

соотнесения исторических событий с общественно-историческим процессом;

сравнения исторических событий по предложенным (базовый уровень) или самостоятельно определенным критериям (повышенный уровень);

объяснения причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями, процессами;

раскрытия содержания исторических терминов;

анализа содержания исторического документа;

анализа статистических данных;

характеристики деятельности исторической личности;

характеристики творчества деятеля науки (культуры);

характеристики социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту;

характеристики исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

Содержание третьего вопроса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

При подготовке заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов рекомендуется подбирать источники информации, которые не содержат развернутой характеристики изучаемых событий. Такими источниками информации могут быть документальные материалы (выдержки из хрестоматий, свидетельства и воспоминания об исторических событиях); статистические материалы (представленные в таблицах или текстах данные социально-экономического развития); учебные настенные карты по истории, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь.

Примеры конструирования заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов представлены в пособиях:

Паноў С.В., Ярашэвіч Л.А. Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі”. 11 клас. Дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2015.

Панов С.В., Ярошевич Л.А. Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси». 11 класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Аверсэв, 2015;

Паноў С.В., Ганушчанка Н.М. Гісторыя Беларусі: практычныя заданні для падрыхтоўкі да абавязковага выпускнога экзамену. Дапаможнік для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2016;

Панов С.В., Ганущенко Н.Н. История Беларуси: практические задания для подготовки к обязательному выпускному экзамену. 11 класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Аверсэв, 2016;

Паноў С.В., Ганушчанка Н.М., Ярашэвіч Л.А. Зборнік практычных заданняў да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі” за перыяд навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі. – Мінск: Аверсэв, 2017.

Панов С.В., Ганущенко Н.Н., Ярошевич Л.А. Сборник практических заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» за период обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования. – Минск: Аверсэв, 2017.

Вышеуказанные учебные издания рекомендуется использовать учителям при составлении третьих заданий экзаменационных билетов и учащимся при подготовке к выпускному экзамену.

При разработке третьих вопросов рекомендуется также использовать следующие учебные издания и учебно-методическую литературу:

Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. Хрэстаматыя / С.М.Цемушаў. – Мінск: Народная асвета, 2012;

Гісторыя Беларусі, другая палова XVI – канец XVIII ст. 8 клас. Хрэстаматыя / В.А. Белазаровіч. – Мінск: Белы вецер, 2015.

Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009;

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука, 2008.

Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М. Фамін, С.В. Паноў, Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.

Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі: тэставыя і рознаўзроўневыя заданні: 10–11 класы: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / В.В. Гінчук. – Мінск: Сэр-Вит, 2012.

Корзюк А.А. Выкарыстанне дакументальнага матэрыялу ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. – № 8.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у часе: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 3.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у прасторы: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 4.

Корзюк А. Выкарыстанне вусных крыніц пры навучанні гісторыі. Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 12.

Корзюк А. Выкарыстанне сродкаў выяўленчай нагляднасці на ўроках гісторыі. Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 3.

Для организации самостоятельной подготовки учащихся к экзамену и разработки заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов можно использовать материалы, размещенные в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства»:

Кудрявцева С.А. Интеллект-карты. Готовимся к обязательному выпускному экзамену по истории Беларуси. ХІ класс. – 2016. – № 3.

Кудрявцева С.А., Ганущенко Н.Н. Готовимся к обязательному экзамену по истории Беларуси. – 2016. – № 3.

Паноў С.В. Дыдактычнае канструяванне практычных заданняў да абавязковага выпускнога экзамену па гісторыі Беларусі: тыповыя недахопы і іх пераадоленне. – 2016. – № 4.

Ярошевич Л.А. Алгоритм подготовки обучающихся к обязательному экзамену по истории Беларуси: разработка и перспективы реализации. – 2016. – № 4.

Обращаем внимание на то, что при подготовке учащихся XI класса к выпускному экзамену по истории Беларуси целесообразно учесть результаты мониторинга выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси», проведенного в июне 2015 г. (опубликованы в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства» (№3, 2016)).

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями произведений искусства и следующими учебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь:

  1. Каменны век на тэрыторыі Беларусі (100 – 35 тыс. гадоў назад – канец 3-га тысячагоддзя да н. э.)
  2. Бронзавы век на тэрыторыі Беларусі (пачатак II тыс. да н. э. – VIII ст. да н. э.)
  3. Жалезны век на тэрыторыі Беларусі (VII ст. да н. э. – V ст. н. э.)
  4. Балцкае і славянскае насельніцтва ва Ўсходняй Еўропе ў V-IX ст.
  5. Беларускія землі ў IX – першай палове XIII ст.
  6. Утварэнне Вялікага Княства Літоўскага (каля 1245 – 1316 гг.)
  7. Вялікае Княства Літоўскае (XIV – XV стст.)
  8. Вялікае Княства Літоўскае ў канцы XV – першай палове XVI ст. (да Люблінскай уніі)
  9. Беларускія землі ў складзе Вялікага Княства Літоўскага ў XVI ст.
  10. Беларускія землі ў другой палове XVI ст. Утварэнне Рэчы Паспалітай.
  11. Рэч Паспалітая ў канцы XVI – сярэдзіне XVIII ст.
  12. Казацка-сялянская вайна (1648 – 1651 гг.). Вайна Расіі і Рэчы Паспалітай (1654 – 1667 гг.)
  13. Беларускія землі ў сярэдзіне XVII – XVIII ст.
  14. Беларускія землі ў канцы XVIII ст.
  15. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі ў першай палове XIX ст.
  16. Беларусь у перыяд Першай сусветнай вайны
  17. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
  18. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
  19. Беларусь у 1919 – 1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі рэспублікі.
  20. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
  21. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
  22. Партызанская і падпольная барацьба на акупіраванай тэрыторыі Беларусі (1941 – 1944 гг.)
  23. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
  24. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
  25. БССР у 1955–1991 гг
  26. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.
  27. Первая мировая война
  28. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
  29. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
  30. СССР в 20 – 30-е годы XX в.
  31. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)

При необходимости на выпускном экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.

 

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ”ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК“ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

развернуть

                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                      Заместитель              

                                                                      Министра образования

                                                                      Республики Беларусь

 

В.А.Будкевич

                                                                       22.11.2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫКПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. I. Общие положения

Начиная с 2012/2013 учебного года по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится обязательный выпускной  экзамен  по учебному предмету ”Иностранный язык“ (далее – экзамен).

 Экзамен  призван оценить уровень практического владения учащимися    изучаемым иностранным языком  в пределах требований, определенных образовательным  стандартом и учебной программой.

Объектом итоговой  аттестации учащихся  по учебному предмету «Иностранный язык» является коммуникативная компетенция – владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию. На экзамене  определяется  уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся  и  на этой основе оценивается   качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.

На экзамене учащиеся  должны продемонстрировать:

– знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного  и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных  учебной  программой, и умение пользоваться ими;

– умение воспринимать и понимать  устную речь на слух при непосредственном общении  и в звукозаписи;

 

– владение устной речью:   умение вести беседу, дать совет,  выразить пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развернутые высказывания;  логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно  услышанного, прочитанного. 

Экзамен  проводится в устной форме.

Билеты для проведения экзамена ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 ”Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі“.
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 ”Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь“ (далее  - Правила).
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.07.2012 №77 ”Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2012/2013 учебном году итоговой аттестации учащихся, при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования“.
  5. Образовательный стандарт ”Общее среднее образование. Иностранный язык. III – XI классы“ ( далее - образовательный стандарт).
  6. Концепция учебного предмета ”Иностранный язык“.
  7. Учебные программы:

 ”Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская“ для III–XI класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;

   ”Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский, китайский“ для III–XI классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2012 (далее - учебная программа).

  1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку.
  2. II. Содержание экзамена

Содержание экзамена определяется в соответствии с  целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. 

Экзамен  включает три этапа.

Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.  

На данном  этапе  экзамена проверяются  умения чтения,  понимания прочитанного,  комментария и высказывания суждения по полученной информации, а также  умения понимания речи на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.

Содержание заданий:

  • Краткое определение основного содержания текста.

Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?

  • Извлечение из текста запрашиваемой информации.

Например: Найди в тексте ответ на вопрос «…..»  и прочти его

  • Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей.  Например: Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…?
  • Извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развернутого  аргументированного высказывания.   Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь….

Второй  этап: собеседование по прослушанному тексту.

 На данном этапе  экзамена проверяются умения восприятия и понимания устной речи в звукозаписи, извлечения из прослушанного текста запрашиваемой информации и её комментария.

Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и  вычленение деталей.

Например:  Кто…? Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…? Почему…?  В связи с чем…?   

Третий  этап: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.

Задача данного этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.

Содержание выполняемых учащимся заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.

 

 

Рекомендуемое содержание заданий:

  1. Задание, выполняя которое учащийся имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал.

Например:  Давай поговорим о здоровом образе жизни.  Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

  1. Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.

Например: Согласен ли ты с мнением о том,  что курение действительно опасно для здоровья человека?  Почему?

  1. Задание, побуждающее учащегося инициировать беседу, проявить заинтересованность в чем-то, задать встречные вопросы.

  Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о   здоровом образе жизни. Что  бы ты у него спросил прежде всего ?

  1. Задание, побуждающее учащегося дать совет, аргументированную рекомендацию.  

Например:  В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно  сделать,  чтобы   они   поняли,   что   это   вредно.

  1. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов. Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?

 

III. Рекомендации по  организации и проведению этапов экзамена

 

Собеседование с учащимся по прочитанному  тексту

  1. Предлагаемый текст для чтения должен быть аутентичным (научно-популярный, публицистический, художественный)  и отвечать следующим требованиям:
  • соответствовать предметно-тематическому содержанию учебной программы;
  • характеризоваться смысловой законченностью, связностью и цельностью;
  • не быть перегруженным терминами, именами собственными, цифровыми данными;
  • соответствовать уровню подготовки учащихся, определенному образовательным стандартом и учебной  программой.

 

  1. Объем текста должен составлять до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста.  
  2. Тексты печатаются шрифтом Times New Roman, кегль – 14.
  3. Время на подготовку к ответу – до 20 минут.

Во время ответа  учащийся  имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлагаются учащемуся  вместе с текстом. 

  1. Пользование словарем не предусмотрено.

 

Собеседование с учащимся  по  прослушанному  тексту

  1. Для прослушивания используются следующие функциональные типы аудиотекстов:
  • рассказ;
  • фрагмент радиопередачи;
  • прогноз погоды, программа новостей, спортивная сводка;
  • объявление по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте;
  • диалог;
  • интервью, репортаж, информационная реклама;
  • инструкция-объяснение.
  1. Длительность звучания текста составляет до 1,5 минут.
  2. Задания для подготовки к собеседованию, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются учащемуся перед первым прослушиванием текста в печатной форме.
  3. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.
  4. Время на подготовку к ответу составляет до 10 минут.

 

Беседа  с учащимся по предложенной ситуации общения.

  1. Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в образовательном стандарте  и   учебной программе.
  2. Учащегося не знакомят с содержанием беседы предварительно. Задания (пять) предъявляются ему  непосредственно во время беседы.

***

Одновременно  в аудитории может находиться до четырех учащихся.

Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется  экзаменационной комиссией.

Рекомендуется наличие  в аудитории специалиста, организующего индивидуальное прослушивание аудиотекстов для каждого учащегося.

 

  1. I Рекомендации по оцениванию ответа

Каждый этап экзамена оценивается отдельно с учетом уровня  сформированности  коммуникативной компетенции учащегося*.

Итоговая экзаменационная отметка выставляется  как среднее арифметическое  отметок, полученных на  каждом этапе экзамена.

В соответствии с Правилами, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

Отметки, полученные учащимися на экзамене, объявляются учащимся после его окончания.

 

  1. Требования к формированию экзаменационной комиссии

Экзамен проводит экзаменационная  комиссия, которая формируется в соответствии с Правилами.  

В состав экзаменационной  комиссии входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования, либо его заместитель по основной деятельности, либо учитель иностранного языка высшей квалификационной категории) и три члена комиссии из числа учителей, преподающих иностранный язык, по которому проводится экзамен.

Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе иностранный язык, по которому проводится выпускной экзамен.

В случае, если в учреждении образования для формирования экзаменационной комиссии нет необходимого количества учителей иностранного языка, по которому проводится выпускной экзамен, то руководитель учреждения образования может привлекать к работе в составе экзаменационных комиссий учителей иностранного языка из иных учреждений образования.

 

  1. VI. Рекомендации по техническому оснащению помещений,

определенных для проведения экзамена

Помещение, в котором проходит экзамен, должно быть оснащено техническими средствами обучения, позволяющими воспроизводить образцы речи в индивидуальном режиме прослушивания (магнитофоном, компьютером, наушниками, др.).

 

* Примерные критерии оценки  уровня  сформированности  коммуникативной компетенции учащегося  опубликованы в научно-методическом журнале ”Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь“ (№1/2012).

свернуть