Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Березинская гимназия
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Березинская гимназия
В случае, когда координационный совет рассматривая информацию по результатам выполнения мероприятий принимает решение: направить в комиссию по делам несовершеннолетних (далее - КДН) ходатайство о необходимости признания ребенка (детей), нуждающимся в государственной защите (далее – НГЗ):
Учреждение образования в течение 1 рабочего дня обращается с ходатайством в КДН о необходимости признания ребенка (детей) НГЗ, и направляет следующий перечень документов:
- ходатайство о признании ребенка (детей) НГЗ (2 экземпляра);
- акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей);
- копия документов, удостоверяющих личность, или свидетельства о рождении – для несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих документов, удостоверяющих личность;
- справка о месте жительства и составе семьи;
- копия документов удостоверяющего личность законного представителя несовершеннолетнего (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);
- документ, подтверждающий отсутствие у ребенка одного из родителей (копии свидетельства о смерти либо решения суда о лишении родителя родительских прав, признании родителя недееспособным, безвестно отсутствующим, об объявлении родителя умершим либо документ, подтверждающий запись сведений о родителе в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);
- справка о месте работы, службы и занимаемой должности родителей (единственного родителя), либо из центра занятости о том, что стоит на учете;
- характеристика на учащегося;
- характеристика семьи;
- сведения о близких родственниках (Ф.И.О., дата рождения, адрес, контактный телефон, степень родства).
свернутьУчреждение образования ежеквартально (через каждые 3 месяца) предоставляет секретарю координационного совета следующие документы:
- сопроводительную информацию, где указывается причина обращения и перечень документов, которые передает учреждение образования;
- выписку совета по профилактике, где рассмотрены результаты работы с семьей и принято решение обратиться в координационный совет о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОП,
либо выписку совета по профилактике, где рассмотрены результаты работы с семьей и принято решение обратиться в координационный совет о рассмотрении вопроса направления в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Заводского района г. Минска ходатайства о необходимости признания ребенка (детей), нуждающимся в государственной защите;
- информацию по результатам выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для несовершеннолетнего обстановки за период с… по…..;
- дополнения к предложениям о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки от каждого субъекта профилактики за подписью руководителя (копия);
- дополнения к мероприятиям (сводные от всех ведомств) по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки, которые никем не подписываются и утверждаются протоколом координационного совета (оригинал).
! При рассмотрении результатов выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки и обращении в координационный совет по вопросу внесения изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОП, документы предоставляются секретарю КС за 10 рабочих дней до окончания квартала.
Координационный совет рассматривает информацию по результатам выполнения мероприятий и принимает решения:
- Внести изменения и дополнения в решение о признании ребенка (детей), находящимся в СОП, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
- Прекращение исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП.
В случае подачи документов в КС о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП, учреждения образования предоставляют секретарю координационного совета следующие документы:
- сопроводительную информацию, где указывается причина обращения и перечень документов, которые передает учреждение образования;
- выписку совета по профилактике, где рассмотрены результаты работы с семьей и принято решение обратиться в координационный совет о прекращении исполнения решения о признании ребенка находящимся в СОП в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП;
- информацию по результатам выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для несовершеннолетнего обстановки за период с… по….. (с подробным отчетом работы с семьей и фактами, подтверждающими положительную динамику);
- копии документов подтверждающих положительную динамику в работе с семьей (справка от нарколога о пройденном лечении, кодировке, информация РУВД об отсутствии правонарушений за отчетный период, итогах посещения семьи сотрудниками РУВД, справка о трудоустройстве и характеристика с места работы, копия лицевого счета о погашении задолженности и т.д.).
!При рассмотрении результатов выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки и обращением в координационный совет о прекращении исполнения решения о признании ребенка находящимся в СОП в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП, документы предоставляются секретарю КС за 10 рабочих дней до окончания квартала.
Учреждение образования в течение 3 рабочих дней со дня прекращения исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП, вынесенного КС, передает в СПЦ:
- ходатайство об исключении из районного банка данных;
- форму учета несовершеннолетнего с указанием даты и номера протокола координационного совета.
свернуть1.Перечень документов по ведению накопительной папки несовершеннолетних состоящих в СОП
Накопительная папка должна быть укомплектована необходимым пакетом следующих документов:
1. Титульный лист (Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место жительства, Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы; дата признания) – образца и четких требований как таковых нет.
2. Результаты социального расследования, со всеми прилагающимися документами:
- Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего.
- Сведения о близких родственниках.
- Справка отдела ЗАГС о смерти одного из родителей (если один из родителей умер) и форма №2 о том, что мать-одиночка.
- Копии паспортов родителей.
- Справка о составе семьи. Справка о занимаемом жилом помещении (РСЦ).
- Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолтнего(их).
- Выписка из протокола Совета по профилактике учреждения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении. ! Обращаем внимание, в случае, если в семье несколько детей, учащихся/воспитанников разных учреждений образования, заседание Совета по профилактике проводится совместно (выписка совместного заседания СП).
3. Выписка из протокола координационного совета администрации района (по месту жительства семьи) о признании несовершеннолетнего(их) находящимся в СОП.
4. Ходатайство в УО о внесении несовершеннолетнего в районный банк данных СОП (передавать в СПЦ) с приложениями:
- Форма учетных данных несовершеннолетнего.
- Сведения о семье несовершеннолетнего.
5. Предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, с указанием срока их реализации и ответственных исполнителей.
6. Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, с указанием срока их реализации и ответственных исполнителей
7. Информация о выполнении мероприятий (ежеквартально).
8. Акты посещения семьи несовершеннолетнего(их).
9. Ежемесячные выписки из протоколов СП о рассмотрении динамики в семье с указанием конкретных выводов и действий (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике несовершеннолетних», изменения и дополнения: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2012 г. № 130 - указано, что вопрос о рассмотрении ситуации СОП включен в основную группу вопросов, а значит рассматривается ежемесячно).
10. Психолого-педагогическая характеристика на несовершеннолетнего (должна быть подписана классным руководителем и педагогом-психологом).
11. Характеристика семьи (подписана классным руководителем).
12. Заключение педагога-психолога по результатам психологической диагностики детско-родительских отношений, проведенной с несовершеннолетним (от 3-х лет и старше) и его родителями (подписана педагогом-психологом).
13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе в интересах защиты прав несовершеннолетнего.
14. Уведомления, приглашения родителей и прочее с обязательной подписью, датой и исходящим номером.
15. Постановления КДН.
2. При отмене решения о признании ребенка находящимся в СОП:
1. Выписка из протокола заседания совета профилактики (или педсовета) с ознакомлением о принятом решении родителей.
2. Выписка из протокола координационного совета администрации района (по месту жительства семьи) об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП.
3. Ходатайство в УО об исключении несовершеннолетнего из районного банка данных СОП (передавать в СПЦ) с приложением:
- Форма учетных данных несовершеннолетнего.
Обратите внимание!!!
Избегать необоснованности и длительности диагностической работы (она должна проводиться на этапе социального расследования). Распространить коррекционную работу и психопросвещение. Индивидуальный подход и учет конкретных проблем.
Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.
Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие.
При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь):
Диагностические методики для работы с родителями:
Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):
По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:
Требования к оформлению документов:
Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.
В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.
В него входит:
В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.
свернуть
1. Координационный совет в течение 14 дней рассматривает полученные материалы.
2. Координационный совет принимает решение:
2.1. Признать ребенка (детей) находищимся(ися), в социально опасном положении (далее – СОП) и определить мероприятия, обязательные для исполнения государственными и иными организациями;
2.2. Рекомендовать родителям в течение 3 рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации;
3. Учреждение образования в течение 3 рабочих дней со дня принятия КС решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП передает в СПЦ:
- форму учета несовершеннолетнего, признанного находящимся в СОП;
- сведения о семье несовершеннолетнего, признанного находящимся в СОП.
свернуть1. При поступлении в учреждение образования информации о неблагоприятной для детей обстановки, руководителем учреждения в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения информации, принимается решение (Приказ),которым определяются:
- персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия);
- срок проведения социального расследования, не превышающий 15 рабочих дней;
- порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка;
- дата проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. К проведению социального расследования учреждение образования при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, по месту жительства детей, письменное уведомление.
3. Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования решения (Приказа), комиссией проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей). Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей).
Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей).
!!!При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
4. В соответствии с законодательством при проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении.
5. По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях (в случае выявления критериев и показателей социально опасного положения).
6. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:
Если критерии и показатели социально опасного положения выявлены:
- обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении (с указанием критериев и показателей социально опасного положения);
В соответствии с принятым решением секретарю координационного совета не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются:
- сопроводительная информация, где указывается причина обращения и перечень документов, которые передает учреждение образования;
- копия акта обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей);
- выписка из решения совета по профилактике, где принято решение обратиться в координационный совет;
- обобщенная информация по результатам социального расследования на имя председателя координационного совета за подписью руководителя;
- предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки от каждого субъекта профилактики за подписью руководителя (копия);
- мероприятия (сводные от всех ведомств) по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки, которые никем не подписываются и утверждаются протоколом координационного совета (оригинал).
Если критерии и показатели социально опасного положения не выявлены:
- рекомендовать родителям в течение 3 рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие социальные услуги, в течение 1 рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.
свернутьГосударственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:
- УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
– при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе;
- при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах;
- при анализе обращений граждан.
При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
Отдел образования не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановки, направляет её в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.
свернуть