Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Школу делает школой учитель
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.
Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.
Педагогические операции:
1. Выбор пластической позы.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.
Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.
Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва ( широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
2. Подача информации с позиции «МЫ»
Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».
3.Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными способами:
вербально, визуально, тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов.
Это может быть обращение к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).
Визуальный – это контакт глаз.
Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.
Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации.
К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. Кинестетики выявляются в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.
Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.
1. Демонстрация расположенности.
Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.
2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.
Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.
3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.
Третья функция « возвышение» ребенка
1. Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.
После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.
2. Поддержание оптимистического рубежа
Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.
То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.
Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.
Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.
Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.
Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?
А сколько запретов мы выставляем своим ученикам?
Взрослому человеку, а тем более ребенку, сложно удерживать в активе памяти, и следовательно выполнять правила, число которых затрудняется назвать сам педагог. А что происходит в школе?
Ребенку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на уроке, ходить без сменной обуви, пропускать уроки, не выполнять домашнего задания и так до бесконечности. Но если возможно обозначить всю совокупность запретов, то выстраивать и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе тем более, невозможно. Сам факт неисчислимости этих правил негативно сказывается на отношении ребенка к ним, он думает: « все равно я не смогу их запомнить все». Поэтому время от времени в той или иной мере он начинает их нарушать, более того он видит, как это делают другие. Исходя из всего этого, школьник субъективно свободно приходит к выводу, что правила можно нарушать.
Предложим ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.
В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он отвлекает учителя и других учеников, а значит, доставляет неудобства, посягает на их интересы. Если но не готовит домашнего задания – он не работает. Приходит без сменной обуви – приносит в помещение грязь, которая, высыхая, превращается в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д.
Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.
Помните и никогда не забывайте!!!
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).
В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
Эмпирические референты СПК класса:
1) благоприятного СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. | Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству | Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.) | Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга). |
Эффективность взаимодействия | Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом. | Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы. |
1) неблагоприятного СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. | Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству | Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др.) | Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению). |
Эффективность взаимодействия | Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом. | Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы. |
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:
Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе
1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.
На доске делается рисунок и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".
Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)
2. Игра-проект "Символика моего класса"
"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)
Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!
Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.
1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!
2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:
Главное условие - проект должен объединить весь класс.
3 этап: Защита группами своих проектов.
4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)
3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.
4. Создание "Дневника класса"
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.
Примеры игр и упражнений на сплочение класса:
1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".
3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.
Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.
И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:
Педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата.
Начало урока:
Начать урок можно с настройки, например, познакомить с планом урока, что делают учителя практически на каждом уроке. Но сделать это лучше в полушуточной манере. Например, так «сначала мы выясним насколько глубоки наши знания – а для этого проведем маленький устный опрос». Найдем в тайниках памяти что-нибудь ценное (учитель называет тему повторения). Потом попробуем ответить на вопрос (называется тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – будем решать задачи». Так как сейчас практически каждый класс технически оснащен, то хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть жизнеутверждающей или успокаивающей, настраивающей на лирический лад. Или можно обратиться к учащимся с загадочной улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого очень пригодится вам в жизни. С первых минут урока нужно обращать внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. В результате на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и устремленности на качественное получение знаний.
Введение роли
Наверное, каждый учитель сталкивается в своей практике с ситуацией, когда ученики высказывают жалобы по домашнему заданию (непонятно, слишком много и другие). Для того чтобы эти жалобы не сваливались на голову учителя, можно ввести роль «Защитника». Все жалобы учеников передаются защитнику, который отстаивает интересы учеников. Спорные вопросы об оценках по письменным работам также могут быть решены на стадии разговора ученика с «защитником». Эту роль нужно предложить ученику, который пользуется авторитетом у одноклассников и хорошо знает предмет. Учитель должен серьезно относиться к этой роли и давать возможность «защитнику» реализовать свои права. Если в классе по каким-то причинам создается напряженная обстановка, то можно ввести роль «психолога». В конце каждого урока психолог оценивает атмосферу урока, степень ее доброжелательности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (нужно только научить - как) замечание любому участнику урока, в том числе учителю.
Привлекательная цель
Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Воспитанники детского сада не хотят есть кашу. Заведующий детским садом, герой Евгения Леонова, не заставляет их насильно есть, а предлагает ребятам основательно подкрепиться перед полетом в космос. Такая цель понятна и привлекательна – и вот ребята уже с удовольствием поглощают ненавистную кашу. Воспитатель достиг своей цели. Здесь использован простой педагогический прием, который применим в школе, независимо от возраста и предмета обучения. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Игровая учебная деятельность.
Если на уроке нужно проделать большое число однообразных упражнений, что зачастую вызывает скуку у ребят, можно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, вместе с детьми «покоряются вершины». Решая примеры, перемещаются фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Или можно провести «эстафету». На доске написаны примеры в 2 столбика, ученики разбиты на 2 команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание. Можно предложить «логическую цепочку»: ученики соревнуются, выполняя по очереди задание, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. В старших классах можно провести «Марафон»: нужно на скорость выполнить множество однотипных базовых заданий, которые постепенно усложняются. Побеждает тот, кто выполнит правильно большее количество заданий. На уроках геометрии ребята с интересом участвуют в игре «Да и нет»: учитель загадывает число, геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да - нет». Учитель может использовать эту игру для создания интригующей ситуации перед изучением новой темы, организации отдыха на уроке.
Опрос
Лист защиты
Каждый учитель сталкивается с ситуацией, когда ученик приходит на урок неподготовленным. Если учитель строгий, то при проверке знаний создается напряженная обстановка: попался – наказан, не попался – повезло. Доброму учителю можно признаться до урока, сочинив что-нибудь для убедительности. Добрый учитель пожурит, пообещает проверить домашнее задание потом, но из-за своей загруженности скорей всего забудет. И та и другая ситуация плохо действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Что же делать? Перед каждым уроком на столе учителя лежит лист защиты, куда каждый ученик, если он не готов к уроку, без объяснения причин может вписать свою фамилию, и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель же держит ситуацию под своим контролем.
Задержанная реакция.
При фронтальном опросе (вопрос – ответ) учитель часто задает быстрый темп работы. При этом очень часто энергичные и активные дети не дают проявить себя детям толковым, но обладающим медленной реакцией. В этом случае можно предложить небольшой, но полезный прием. Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. Никаких выкриков с места, вопрос- небольшая пауза – ответ.
Щадящий опрос.
Провести его можно так. Класс разбить на 2 группы по вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечают ребята первого варианта. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель . Ученики второй группы, прослушав ответ учителя сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку (или просто + или -). На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы. Ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли учителя. И после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Задав, например, 10 вопросов, учитель добивается того , что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
Оценивание
Очень часто на уроках математики можно услышать слово «хорошо»- в разных интонациях и по разному поводу. Учитель этим словом завершает одну часть урока и переходит к следующей: «Хорошо, а теперь перейдем к решению задач». Учитель этим словом хвалит ученика. Им же выражает свое согласие с учеником и несогласие тоже: «Хорошо, но как же ты тогда объяснишь вот это?». Но ведь в русском языке много других слов, с помощью которых можно выразить свое отношение к работе учеников. Например: «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!». В этом случае эмоциональная атмосфера урока будет лучше. Оцениваем мы не только цифрой, оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой. Главная цель оценки – стимулировать познание. Ученику нужен успех. Но в школьной жизни успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней? В этой ситуации тоже можно найти правильные слова. Например:–« Ты меня очень огорчил этой работой.» – «Работа хуже, чем обычно. Наверно, ты неважно себя чувствовал.» Язык богат – будем же щедрыми. Можно расширить также оценки: две 5 сразу или зачет «автоматом».
Приемы подачи домашнего задания
Даже подачу домашнего задания можно разнообразить. Привнести в него некую тайну, загадку. Например, можно устроить почту. Письма-задания свернуть в виде треугольников. Дежурный в роли почтальона, раздающего эти письма. В преддверии 70-летия Победы это будет актуально. Или провести лотерею. Дети достают из коробки номера заданий. Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор кому что решать можно сделать, кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик выбирает свою часть заданий, написанного на доске. Можно предложить школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Расскажите ученикам, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот день, когда его задали. Полезно попробовать делать уроки рано утром. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят свою успеваемость. А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как его объяснит учитель. Пусть попробуют.
Завершение урока
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: «Урок завершен, успехов вам!». Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока, пусть она будет благожелательной.