Социально-психологическая служба

Работа с гиперактивными детьми

развернуть

Работа с гиперактивными детьми

 
  1. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное местодля такого ребёнка – в центре класса, в центре столаОн всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений.

2 .Занятие должно включать в себя минуты активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением.

  1. 3Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло— во время урока попросите раздать картинки, собрать карандаши…
  2. 4Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи на занятиях поощряйте и вознаграждайте. Не скупитесь на устную похвалу, если он справился даже с небольшим заданием.
  3. 5На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание.Если ребёнку предстоит выполнить объёмное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  4. 6. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребёнка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребёнку.
  5. 7. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих заданий, избегая монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  6. 8Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Пусть он станет экспертом в некоторых областях знаний.
  7. 9. Используйте «позитивную модель» коррекции: хвалите ребёнка всегда, когда он этого заслуживает.
  8. 10. Необходимо научиться договариваться с ребёнком, а не стараться сломить его.
  9. 11. Запомните: прикосновениеявляется сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…
  10. 12. При разговоре с ребёнком опуститесь на уровень его глаз (присядьте), посмотрите ему в глаза, возьмите за руки.
свернуть

Противодействие преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних

развернуть

Противодействие преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних

 
свернуть

Алгоритм межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье

развернуть

Алгоритм
межведомственного взаимодействия
по оказанию помощи жертвам насилия в семье
1. Организация межведомственного взаимодействия по оказанию помощи
жертвам насилия в семье
Взаимодействие государственных учреждений социального обслуживания,
организаций здравоохранения, учреждений образования, органов
внутренних дел по оказанию помощи жертвам насилия в семье в Минской
области организуется в соответствии с настоящим Алгоритмом
межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в
семье (далее - Алгоритм), которым определен механизм взаимодействия
должностных лиц, а также порядок действий при оказании помощи жертвам
насилия в семье.
Под насилием в семье понимаются умышленные действия физической,
психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по
отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные
интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Под жертвой насилия в семье понимается человек, понесший физические
и (или) психические страдания в результате совершенного в отношении него
насилия в семье, независимо от того, признан ли он потерпевшим в
установленном законом порядке, или оценивает себя таковым субъективно.
Под членами семьи понимаются близкие родственники, другие
родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие
совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.
«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение,
благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного
пункта для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в
кризисном состоянии, временного приюта.
Целью межведомственного взаимодействия является оказание
комплексной, своевременной преемственной помощи жертвам насилия в семье.
Участниками межведомственного взаимодействия являются:
управление по труду, занятости и социальной защите районных
исполнительных комитетов;
территориальный центр социального обслуживания населения»
(далее - ТЦСОН);
государственные учреждение здравоохранения области (далее -
учреждение здравоохранения);
районные отделы внутренних дел (далее - РОВД);
отдел образования, спорта и туризма, учреждения образования
области;
иные государственные органы, общественные и религиозные
организации, участвующие в процессе оказания помощи жертвам насилия
в семье.
Задачи, общие для всех участников, межведомственного взаимодействия:
1. Профилактика насилия в семье;
2. Выявление случаев насилия в семье;
3. Мотивирование граждан, пострадавших от насилия в семье, на
получение помощи и направление в государственные органы и организации
в соответствии с компетенцией;
4. Оказание помощи жертвам насилия;
5. Организация и проведение информационной кампании, направленной на
предупреждение насилия в семье.
Для координации межведомственного взаимодействия создается
межведомственный совет в составе:
 Представитель ТЦСОН (возглавляет межведомственный
совет);
 Представитель РОВД;
 Представитель учреждения здравоохранения;
 Представитель органов образования.
При необходимости в состав межведомственного совета могут входить
представители иных государственных органов, общественных и религиозных
организаций, участвующих в процессе оказания помощи жертвам
насилия в семье.
Заседания межведомственного совета проводятся при необходимости,
но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол.
Ежегодно утверждается план работы межведомственного совета.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности
межведомственного совета осуществляет ТЦСОН.
2. Порядок действий специалистов ТЦСОН
В рамках оказания помощи жертвам насилия в семье ТЦСОН
осуществляет свою деятельность в соответствии с:
законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном
обслуживании»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27
декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг»,
которым, утвержден перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг
государственных учреждений социального обслуживания с нормами и
нормативами обеспеченности граждан этими услугами (далее - Постановление
№ 1218);
положением о территориальном центре социального обслуживания
населения, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении
положений об учреждениях социального обслуживания»;
постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 26 января 2013 года № И «О некоторых вопросах оказания
социальных услуг государственными организациями, оказывающими
социальные услуги», которым утверждена Инструкция о порядке и условиях
оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими
социальные услуги (далее - Постановление №11).
Информация о лице, пострадавшем от насилия в семье, может поступить в
ТЦСОН из следующих источников:
- от самого лица при самостоятельном обращении в ТЦСОН за помощью, в
том числе по направлению с телефона доверия, учреждения здравоохранения,
РОВД;
- от учреждения здравоохранения и РОВД в виде подписанного
информированного согласия о передаче сведений в ТЦСОН (далее -
информированное согласие), оформленного в соответствии с приложением к
Алгоритму.
2.1. При обращении за консультацией (помощью) по телефону
Выявление насилия в семье может происходить при анонимном обращении в ТЦСОН по телефону («горячая линия»). Если человек сообщает о
том, что переживает насилие в семье, специалист ТЦСОН:
1.Оказывает экстренную психологическую помощь.
2.Мотивирует на очное обращение за помощью в РОВД, ТЦСОН.
3.Предоставляет информацию об учреждениях и организациях,
куда жертва насилия в семье может обратиться за помощью, в частности:
сообщает адрес и время работы ТЦСОН;
- предоставляет сведения об учреждениях здравоохранения, куда
жертва насилия в семье может обратиться за медицинской помощью, а также
для фиксации нанесенных телесных повреждениях в первичной медицинской
документации;
- предоставляет координаты РОВД;
- предоставляет информацию об иных государственных и негосударственных учреждениях и организациях, оказывающих помощь жертвам
насилия в семье.
4. Консультирует по базовым социально - правовым вопросам
(например, о правах, о порядке обращения за медицинской помощью, в органы внутренних дел и пр.).
В задачи ТЦСОН не входит передача информации о жертве насилия в
семье, другим участникам межведомственного взаимодействия, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также
обращения жертвы насилия в семье с соответствующей просьбой.
2.2. При обращении жертвы насилия в семье непосредственно в
ТЦСОН
1. В установленном порядке фиксируется обращение.
2. Проводится первичная диагностика и оказывается необходимая
помощь для решения наиболее острых проблем, выявленных при обращении.
3. Определяются цели и задачи по оказанию необходимой помощи.
Составляется индивидуальный план социального сопровождения и назначается
специалист ТЦСОН, ответственный за социальное сопровождение жертвы
насилия в семье.
4. До принятия соответствующего решения специалист, принявший
обращение, считается специалистом, ответственным за сопровождение.
5. Дальнейшая помощь (социальная, психологическая, социальноправовая и другие виды помощи) оказывается в соответствии с составленным
индивидуальным планом социального сопровождения.
6. При наличии угрозы для жизни и здоровья жертвы насилия в семье и
(или) проживающих с ней детей, решение о предоставлении экстренной
помощи, направленной на обеспечение безопасности, в том числе помещении в
«кризисную комнату» принимаются директором ТЦСОН.
7. В случаях, требующих участия учреждения здравоохранения,
РОВД, отдела образования, спорта и туризма, ситуация оперативно
рассматривается на межведомственном совете.
В «кризисную комнату» помещаются граждане по направлению (в
форме информированного согласия) сведений органов социальной защиты,
внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных
органов и организаций, а также обратившихся на добровольной основе.
Срок пребывания в «кризисной комнате» зависит от конкретных
обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за
помощью.
Пребывание граждан в «кризисной комнате», бытовые и прочие условия
их жизнедеятельности основываются на самообслуживании.
В период
круглосуточного пребывания в «кризисной комнате» питание граждан
осуществляется за счет собственных средств.
В целях обеспечения круглосуточного доступа в «кризисную комнату»
операторы службы милиции «102» информируются о телефонах специалистов
ТЦСОН, ответственных за оказание помощи пострадавшим от домашнего
насилия (в том числе в нерабочее время).
2.3. При поступлении из РОВД, учреждений здравоохранения,
учреждений образования информированного согласия
1. Поступившее в ТЦСОН из РОВД, учреждений здравоохранения,
учреждений образования по факсу, по почте либо с использованием других
технических средств информированное согласие подлежит регистрации.
2. Специалист ТЦСОН, которому директором ТЦСОН (лицом, его
заменяющим) поручено рассмотрение информированного согласия в течение
рабочего дня связывается с жертвой насилия в семье по телефону. Специалисту
следует помнить, что разговор должен состояться непосредственно с самой
жертвой насилия в семье, нельзя передавать информацию через третьих
лиц. Задачей специалиста ТЦСОН является установление контакта с жертвой
насилия в семье и приглашение в ТЦСОН для получения помощи.
3. Порядок действий сотрудников РОВД
В рамках оказания помощи жертвам насилия в семье РОВД осуществляет
свою деятельность в соответствии с:
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;
Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь
об административных правонарушениях;
Уголовным кодексом Республики Беларусь;
Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь;
Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 года «Об органах
внутренних дел Республики Беларусь»;
Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 122-3 «Об
основах деятельности по профилактике правонарушений»
Инструкцией о порядке приема, регистрации, рассмотрения и
учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях,
административных правонарушениях и информации о происшествиях,
утвержденной постановлением Министерства внутренних дел
Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 55;
Инструкцией о порядке заполнения регистрационных карточек
единой государственной системы регистрации и учета правонарушений,
утвержденной постановлением Министерства внутренних дел
Республики Беларусь от 31 марта 2007 г. № 82;
приказом Министерства здравоохранения Республики
Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4
августа 1994 г. № 183/176 «О порядке учета граждан, обратившихся
(поступивших) в лечебные учреждения с травмами, отравлениями или
другими механическими повреждениями криминального характера»;
приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от
12 июля 2011г. № 250 «О дополнении регистрационной карточки единой
государственной системы регистрации и учета правонарушений об
административном правонарушении, совершенном физическим лицом,
реквизитом и порядке его заполнения».
Информация о насилии в семье может поступать в РОВД лично от
заявителя, нарочным, по почте, по телефону, факсу, при помощи иных
технических средств. Прием и регистрация заявлений, сообщений либо
информации о происшествии осуществляется круглосуточно в подразделениях
оперативно - дежурной службы РОВД независимо от территории
обслуживания.
Если человек сообщает о том, что переживает насилие в семье, сотрудники
РОВД:
1. осуществляют в установленном порядке прием и регистрацию заявления, при
необходимости - выбывают на место с целью выяснения обстоятельств
происшествия;
2. проводят необходимые процессуальные действия;
3. при наличии травм и телесных повреждений - рекомендуют обратиться
для получения медицинской помощи; при необходимости сопровождают
жертву насилия в семье к месту оказания медицинской помощи, проведения
судебно-медицинской экспертизы;
4. информируют жертву насилия в семье о том, что она может получить
психологическую, правовую, материальную и другие помощи в
ТЦСОН, выдают информационный буклет о ТЦСОН и иных государственных
органах и общественных объединениях, оказывающих помощь в случае
насилия в семье;
5. предлагают жертве насилия в семье ознакомиться с информированным
согласием, спрашивают о готовности его подписать;
6. если жертва насилия в семье подписала информированное согласие,
указывают на нем свое имя, должность, наименование РОВД, и отправляют
информированное согласие по факсу или с использованием иных
средств связи в ТЦСОН. Оригинал информированного согласия в течение
трех рабочих дней по почте либо нарочно предоставляется в ТЦСОН.
4. Порядок действий медицинских работников учреждения
здравоохранения
В рамках оказания помощи жертвам насилия в семье учреждение
здравоохранения осуществляет свою деятельность в соответствии с:
Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О
здравоохранении»;
Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-3 «Об
оказании психиатрической помощи»;
 приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь
и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4 августа 1994 г.
№183/176 «О порядке учета граждан, обратившихся (поступивших) в
лечебные учреждения с травмами, отравлениями или другими
механическими повреждениями криминального характера».
Если человек сообщает о том, что переживает насилие в семье,
медицинские работники:
1. выясняют фамилию, имя, отчество жертвы насилия в семье, ее
место жительства (место пребывания);
2. описывают в медицинских документах подробный анамнез
случая насилия в семье с описанием всех телесных повреждений и
оказывают необходимую медицинскую помощь;
3. если характер телесных повреждений и/или объяснения
жертвы насилия в семье свидетельствуют, что травма получена при
обстоятельствах, влекущих уголовную или иную ответственность самого
клиента или иных лиц, медицинские работники обязаны немедленно
поставить об этом в известность оперативного дежурного РОВД по
телефону 102, затем сделать соответствующую запись в журнале учета
информации;
4. рекомендуют обратиться в РОВД с целью написания
заявления о факте насилия в семье;
5. предоставляют жертве насилия в семье информацию о
ТЦСОН и иных государственных органах и общественных объединениях,
оказывающих помощь в случае насилия в семье;
6. предлагают ознакомиться с информированным согласием,
спрашивают о готовности его подписать.
7. Если жертва насилия в семье подписала информированное
согласие, указывают на нем свое ФИО, должность, наименование
учреждения здравоохранения и отправляют информированное согласие с
использованием электронных средств связи. Оригинал
информированного согласия в течение трех рабочих дней по почте либо
нарочно предоставляется в ТЦСОН.
5.Порядок действий специалистов отдела образования, спорта и
туризма.
В рамках оказания помощи жертвам насилия в семье учреждения образования
осуществляют свою деятельность в соответствии с:
 Кодексом Республики Беларусь об образовании;
 Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
 Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О
правах ребенка»;
 Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
 постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 28 июля 2004 года № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке
выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».
Выявление насилия в семье учреждениями образования происходит как
при первичном обращении за помощью, так и на любом этапе работы с семьей.
Информация о лице, пострадавшем от насилия в семье, может поступить в
учреждения образования из следующих источников:
 от самого лица при самостоятельном обращении в
учреждение образования за помощью;
 от учреждений здравоохранения, РОВД, ТЦСОН (при
наличии в семье несовершеннолетних детей).
Если человек сообщает о том, что переживает насилие в семье, работники
учреждений образования:
1. рекомендуют обратиться в РОВД с целью написания
заявления о факте насилия в семье;
2. информируют о различных государственных органах и
общественных объединениях, оказывающих помощь в случае насилия в
семье;
3. предлагают ознакомиться и подписать информированное
согласие;
4. если жертва насилия в семье подписала информированное
согласие, указывают на нем свое ФИО, должность, наименование
учреждения образования и отправляют информированное согласие с
использованием электронных средств связи. Оригинал
информированного согласия в течение трех рабочих дней по почте либо
нарочно предоставляется в ТЦСОН.

свернуть

Алгоритм действий заинтересованных ведомств и организаций по каждому факту самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждения образования или из семьи

развернуть

Алгоритм действий заинтересованных ведомств и организаций по каждому факту самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждения образования или из семьи

 

Настоящий алгоритм определяет порядок действий органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования или из семьи.

  1. Порядок действий должностных лиц учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

1.1.  Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.

В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов, сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования.

Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода по телефону сообщает в дежурную часть территориального РОВД, после чего лично обращается с письменным заявлением.

В случае самовольного ухода несовершеннолетнего, находящегося на полном государственном обеспечении, в интернатном учреждении, либо замещающей семье руководителем (опекуном) незамедлительно направляется сообщение в   органы опеки и попечительства. Заявление о самовольном уходе несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дежурную часть органов внутренних дел подается руководителем учреждения образования, органом опеки и попечительства, либо лицом, являющимся опекуном или попечителем.

Справочно. При сообщении в дежурную часть о самовольном уходе необходимо указать следующие данные: фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода, принятые меры по его розыску и их результаты, обстоятельства и возможные причины ухода.

После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления.

1.2. в течение 2-х часов руководитель учреждения образования информирует отдел образования, спорта и туризма о самовольном уходе воспитанника;

1.3. руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.;

1.4.  при установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь;

1.5. по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;

1.6. при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу несовершеннолетнего;

1.7. вопрос о самовольном уходе и причинах, послуживших рассматриваются на заседании совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий контроль, либо о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.

1.8. при повторном уходе несовершеннолетнего из семьи, учреждения образования следует проинформировать врача – психиатра учреждения здравоохранения.

1.9. учреждение образования ежемесячно (не позднее 02 числа месяца, следующего за отчетным) представляют в отдел образования, спорта и туризма информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер;

1.10.  отдел образования, спорта и туризма анализирует поступившую информацию о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования и ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направляют сведения в главное управление образования облисполкома с комплексом профилактических мер.

  1. Порядок действий должностных лиц органов внутренних дел при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

2.1. розыскные мероприятия осуществляются сотрудниками органами внутренних дел в соответствии ведомственными нормативными документами;

2.2. сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в   комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН) ежеквартальную информацию о самовольных уходах несовершеннолетних и их причинах, а также о принятых мерах по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;

2.3. при выявлении ненадлежащего выполнения или невыполнении родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних обращаются в отдел образования, спорта и туризма с ходатайством о признании ребенка, находящимся в социально опасном положении;

2.4. сотрудник органа внутренних дел в течение 10 суток направляет в КДН по месту проживания ребенка копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо информацию, материалы проверок в отношении несовершеннолетних, допустивших факты самовольных уходов, а также материалы проверок по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних для проведения с ними профилактической работы с целью недопущения фактов самовольного ухода в дальнейшем;

2.5. сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД, проводивший проверку по материалу безвестного исчезновения ребенка, в обязательном порядке направляет по месту учебы несовершеннолетнего предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетним правонарушений;

2.6. в случае выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с ребенком, нанесения телесных повреждений сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД документирует данные факты, докладывает руководству ОВД, при необходимости привлекает родителей (и иных лиц) к ответственности, в соответствии с законодательством;

2.7. сотрудники правоохранительных органов территориальных РУ-ГО-РОВД ежеквартально информируют отделы образования, спорта и туризма районных (Речицкого городского) исполнительных комитетов о подростках, безвестно исчезнувших, в том числе о совершении ими противоправных деяний, для проведения индивидуально профилактической работы;

2.8.  УОПП УВД Миноблисполкома ежеквартально информирует управление образования облисполкома о подростках, безвестно исчезнувших, для организации подведомственного контроля за проведением профилактической работы на местах и КДН облисполкома для обеспечения координации государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних.

III. Порядок действий должностных лиц комиссии по делам несовершеннолетних при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

3.1. сотрудник КДН регистрирует материал с предложениями, поступивший из территориальных   РУ-ГО-РОВД;

3.2.  КДН рассматривает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и устанавливает причины и условия совершения самовольного ухода, проводят анализ результативности предупредительной работы. При необходимости принимают меры воздействия к несовершеннолетнему, самовольно ушедшему из семьи, учреждения образования, и к родителям, допустившим самовольный уход;

3.3. КДН принимает постановление (решение) о проведении индивидуально-профилактической работы с самовольно ушедшим несовершеннолетним и направляют соответствующие решение (постановление) для исполнения субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3.4. КДН рассматривает на заседании информацию о недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, поступившую от органов внутренних дел, руководителей учреждений образования;

3.5. в случае повторного ухода несовершеннолетнего, а также совершения им после ухода административных правонарушений или уголовных преступлений, рассматривает на заседании КДН вопрос об эффективности организации индивидуально-профилактической работы с данным несовершеннолетним, при необходимости  вносит органам системы профилактики представление об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

свернуть

Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних

развернуть

Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике
суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
I. Цель и задачи реализации Алгоритма межведомственного
взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов
несовершеннолетних
1.1. Целью принятия Алгоритма межведомственного взаимодействия по
профилактике суицидального поведения несовершеннолетних является
улучшение положения детей в Витебской области, создание благоприятных
условий для сохранения их жизни и здоровья через раннее выявление
несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказание им и
их законным представителям своевременной комплексной социальнопедагогической поддержки и психологической помощи (в рамках
компетенции).
1.2. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать
следующие задачи:
1.2.1. совершенствовать:
межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики
при проведении мероприятий, направленных на предупреждение
суицидального поведения несовершеннолетних, повышение уровня стрессовой
устойчивости, развитие навыков здорового образа жизни, культуры
безопасности жизнедеятельности и т.п.;
работу по организации взаимодействия субъектов профилактики в
процессе оказания индивидуальной помощи несовершеннолетним, склонным к
суицидальному поведению, их законным представителям;
1.2.2. активизировать работу по организации раннего выявления
несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению;
II. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике
суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
1. Организация работы по раннему выявлению несовершеннолетних,
склонных к суицидальному поведению
1.1. Руководители управлений (отделов) по образованию, учреждений
профессионального, среднего специального образования издают приказ об
организации деятельности по профилактике суицидального поведения
учащихся, включающий:
организацию общепрофилактической работы в учреждениях
образования;
организацию работы по раннему выявлению учащихся с риском
2
суицидального поведения;
порядок взаимодействия учреждений образования и интернатных
учреждений в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей;
порядок проведения диагностического обследования (обязательно – в
период сентября по ноябрь для учащихся 5-11 классов учреждений общего
среднего образования, несовершеннолетних учреждений профессионального
образования (обратить особое внимание на учащихся
1 курса), в период с января по март – для учащихся 9-11 классов учреждений
общего среднего образования, 1 курса учреждений профессионального
образования) и последующего сопровождения учащихся с указанием сроков;
участие педагогических работников учреждений образования в курсовых
и межкурсовых мероприятиях образования по вопросам оказания социальнопедагогической поддержки и психологической помощи учащимся, склонным к
суицидальному поведению, и их законным представителям.
III. Порядок действий при проведении социально-педагогического и
психологического изучения несовершеннолетних
Социально-педагогическое и психологическое изучение представляет
собой следующий процесс выявления учащихся с риском суицидального
поведения:
1. На первом этапе изучение включает первичную (для всех учащихся)
диагностику особенностей эмоционального реагирования и адаптационных
возможностей учащихся, а также педагогическое структурированное
наблюдение классного руководителя/куратора (мастера п/о) группы;
2. На втором этапе проводится углубленная социально-педагогическая и
психологическая диагностика, индивидуальное собеседование классного
руководителя/куратора (мастера п/о) группы, педагога социального или
педагога-психолога (в зависимости от ситуации) с учащимся, у которого (по
результатам первичного обследования) выявлены признаки социальнопедагогической и психологической дезадаптации, девиации, и его законными
представителями;
3. На третьем этапе на рабочем совещании при директоре
(с ограниченным числом педагогов: директор, заместитель директора по УВР
(ВР), классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, педагог
социальный, педагог-психолог) проводится оценка суицидального риска
несовершеннолетнего, выявленного по результатам изучения.
Общий срок выявления несовершеннолетнего с риском суицидального
поведения (от первичной психологической диагностики до момента
проведения социального расследования) не должен превышать 30 календарных
дней.
IV. Реализация мероприятий индивидуальной программы коррекции
несовершеннолетнего при выявлении у него маркеров суицидального
поведения, совершившими суицидальную попытку
1. Классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, педагог
3
социальный, педагог-психолог учреждения образования, в котором обучается
несовершеннолетний, в пределах своей компетенции предоставляют
мероприятия заместителю директора по УВР (ВР) для включения в
индивидуальную программу коррекции несовершеннолетнего с риском
суицидального поведения (далее – ИПК), цели и мероприятия которой
направлены на снижение риска суицидального поведения
несовершеннолетнего.
2. Для планирования мероприятий ИПК в случае необходимости
учреждения образования привлекают специалистов других субъектов
профилактики: здравоохранения, социальной защиты населения,
коррекционного центра, общественных организаций и др., имеющих
специальную подготовку по работе с несовершеннолетними, находящимися в
кризисном состоянии, склонными к суицидоопасному поведению.
К планированию мероприятий привлекаются родители (законные
представители) несовершеннолетнего, что позволяет педагогическим
работникам и родителям (законным представителям) действовать
согласованно, обеспечивает преемственность и распределение
ответственности.
Индивидуальная работа с несовершеннолетним должна строится с
учетом его личностных особенностей, модели поведения, признаков
неблагоприятной обстановки в семье подростка, негативных жизненных
событий и т.д.
3. Контроль и координацию за проведением ИПК осуществляет
заместитель директора по УВР (ВР).
3.1. За реализацию мероприятий ИПК отвечают исполнители
мероприятий.
3.2. Сроки профилактической работы с несовершеннолетним
определяются исходя из степени сложности проблем, объемов помощи,
необходимой для решения данных проблем, но не менее трех месяцев.
* в случае получения информации от субъектов профилактики о
совершении несовершеннолетним суицидальной попытки срок оказания
социально-педагогической поддержки и психологической помощи составляет
не менее 6 месяцев.
3.3. По истечении запланированного срока ИПК либо каждые три месяца
(в случае продолжительного срока реализации ИПК) на рабочем совещании
при директоре с ответственными за реализацию ИПК проводится общий
анализ результатов работы с несовершеннолетним.
Анализ проводится на основании результатов повторного социальнопедагогического и психологического изучения несовершеннолетнего и
информационного сообщения от каждого субъекта профилактики,
включенного в ИПК.
На основании рекомендаций на рабочем совещании при директоре
учреждения образования принимается решение о завершении либо
продолжении ИПК несовершеннолетнего.
4
3.4. После завершения ИПК несовершеннолетнего классный
руководитель/куратор (мастер п/о) группы продолжает проводить
структурированное наблюдение за эмоциональным состоянием учащегося.
2. Организация профилактической работы с несовершеннолетними,
совершившими суицидальную попытку
2.1. На основании постановления КДН горрайисполкомов утверждают
порядок реагирования и предупреждения суицидальных попыток с учетом
территориальных и ресурсных возможностей, в котором подробно описывается
порядок действий и уровень ответственности конкретных ведомств и
учреждений, в случае выявления суицидальной попытки несовершеннолетнего,
указываются контактные данные заинтересованных учреждений, временные
рамки.
2.2. Учреждения здравоохранения выявляют несовершеннолетних,
совершивших суицидальную попытку, с письменного согласия законных
представителей информируют комиссию по делам несовершеннолетних по
территории.
В информационном сообщении (по согласованию) передают контактные
данные родителей с целью своевременного оказания психологической помощи
несовершеннолетнему, информируют родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего о порядке работы субъектов системы профилактики в
ситуациях суицидальной попытки несовершеннолетнего.
2.3. Учреждения образования, выявив несовершеннолетних,
совершивших суицидальную попытку, незамедлительно вызывают скорую
медицинскую помощь и информирует законных представителей ребенка о
случае суицидального поведения.
2.4. Учреждения здравоохранения оказывает необходимую медицинскую
помощь несовершеннолетнему, через законных представителей выдают
направление на консультации психотерапевта и обследование врача психиатранарколога.
2.5. КДН организует и координирует профилактическую работу с
несовершеннолетним и его семьей: в течение 7 рабочих дней организует
рассмотрение случая без участия несовершеннолетних и их законных
представителей на заседании, на котором проводит анализ причин и условий,
способствовавших совершению суицидальной попытки, проведенной
профилактической работы, особенностей личности несовершеннолетнего, его
окружения, поведения, семейной ситуации; выясняет факт оказания
медицинской, психотерапевтической, психологической помощи.
Субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о
приглашении законных представителей несовершеннолетнего на заседание
КДН в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов
несовершеннолетнего.
КДН проводит разъяснительную работу о необходимости выполнения
рекомендаций специалистов и активной работы самих законных
представителей, проводится разъяснение им последствий данного решения.
5
2.6. КДН готовит постановление по организации работы с
несовершеннолетним и его семьей. В течение 3-х дней направляет
постановление руководителям субъектов системы профилактики, законным
представителям.
2.7. После завершения ИПК за несовершеннолетним (его поведением,
эмоциональным состоянием) продолжает наблюдать классный
руководитель/куратор (мастер п/о) группы, поддерживая взаимодействие с
законными представителями подростка, при необходимости подключая
психолога.
2.8. В случае, если ребенок-сирота либо остался без попечения
родителей, ИПК разрабатывает учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
2.9. В случае, если несовершеннолетний не является учащимся
учреждения образования, индивидуальный план сопровождения составляет
детская поликлиника.
2.10. Контроль реализации мероприятий ИПК осуществляет куратор
ИПК, назначаемый учреждением здравоохранения.
2.11. КДН ведет персональный учет несовершеннолетних, совершивших
суицидальную попытку, ежемесячно направляет данный мониторинг в
областную комиссию КДН
3. Организация профилактической работы с окружением
несовершеннолетнего, совершившего суицид
3.1. при выявлении несовершеннолетнего, совершившего суицид,
субъекты профилактики информируют законных представителей
несовершеннолтенего о возможностях получения психологической,
психиатрической (психотерапевтической) помощи, социально-педагогической
поддержки.
3.2. Районная КДН в 10-дневный срок организует рассмотрение
происшествия на внеочередном заседании с участием представителей
учреждений здравоохранения, образования, инспекции по делам
несовершеннолетних, специалистов-психологов, специализирующихся на
оказании помощи в ситуации кризиса, психотерапевтов и др.
3.3. На заседании КДН определяются необходимые меры по оказанию
психологической, социальной, юридической, материальной помощи членам
семьи (родителям, другим несовершеннолетним детям) несовершеннолетним,
являющимся близким окружением умершего.
3.4. В случае, если в семье воспитываются несовершеннолетние дети,
КДН организует профилактическую работу с несовершеннолетними и их
семьей: направляет информацию в учреждение образования для разработки
индивидуального плана коррекции несовершеннолетних и семьи.
3.5. На заседании КДН анализируется проведенная работа субъектов
профилактики, выявляются причины и условия, способствовавшие
совершению суицида, упущений в работе учреждений, ведомств. Принимаются
меры в соответствии с законодательством.
6
Информация о результатах рассмотрения (анализ причин и принятые
меры) направляется в областную комиссию по делам несовершеннолетних.
4. Организация работы, направленной на профилактику асоциального
поведения детей, формирования здорового образа жизни:
- обучение специалистов системы образования, родителей распознаванию
симптомов суицидального поведения у детей, навыкам эффективного
взаимодействия в ситуации кризиса;
- обучение детей приемам саморегуляции, использованию форм
психологической защиты в кризисных ситуациях;
- информирование через средства массовой информации о службах
помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях.

свернуть

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

развернуть

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2019, 8/33813
1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 января 2019 г. № 7/5/13
Об утверждении Инструкции о порядке действий работников
учреждений образования, здравоохранения и сотрудников
органов внутренних дел при выявлении факторов риска
суицидальных действий у несовершеннолетних
На основании подпункта 8.863 пункта 8, подпункта 9.1 пункта 9 Положения о
Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых
вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента
Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», подпункта 4.6 пункта 4 Положения о
Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении
и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики
Беларусь по вопросам образования», подпункта 9.4 пункта 9 Положения о Министерстве
внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики
Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних
дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел», Министерство
здравоохранения Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь
и Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке действий работников учреждений
образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении
факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального
опубликования.
Министр здравоохранения
Республики Беларусь
В.А.Малашко
Министр образования
Республики Беларусь
И.В.Карпенко
Министр
внутренних дел
Республики Беларусь
И.А.Шуневич
СОГЛАСОВАНО
Министр обороны
Республики Беларусь
генерал-лейтенант
А.А.Равков
11.04.2018
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Минского городского
исполнительного комитета
А.В.Шорец
12.04.2018
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета
А.В.Лис
14.04.2018
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Витебского областного
исполнительного комитета
Н.Н.Шерстнев
10.04.2018
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета
В.А.Дворник
13.04.2018
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета
В.В.Кравцов
11.04.2018
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2019, 8/33813
2
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Минского областного
исполнительного комитета
А.М.Исаченко
12.04.2018
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета
В.В.Доманевский
10.04.2018
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь,
Министерства образования
Республики Беларусь и
Министерства внутренних дел
Республики Беларусь
15.01.2019 № 7/5/13
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения
и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска
суицидальных действий у несовершеннолетних
1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников учреждений
образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении
факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.
2. Для целей настоящей Инструкции используются основные термины и их
определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании,
Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» (Ведамасці
Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 290; Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 159, 2/1460), Законом Республики
Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708), Законом Республики
Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), а также следующие термины и их
определения:
факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего – внешние или
внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить
осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя
жизни;
проявление суицидального поведения – осознанное преднамеренное действие,
направленное на добровольное лишение себя жизни (суицидальная попытка или
самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя
суицидальные намерения, высказывания, угрозы;
суицидальные угрозы – намерения и действия, выраженные в устной, письменной
или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего
суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий.
3. К факторам высокого риска суицидальных действий у несовершеннолетнего
следует относить:
сведения о совершении попытки суицида;
намеренное нанесение самоповреждений;
демонстрация суицидальных угроз.
4. Выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего
осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений
образования (далее – педагогические работники), медицинскими работниками и
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2019, 8/33813
3
психологами организаций здравоохранения (далее – работники организаций
здравоохранения) и сотрудниками органов внутренних дел (далее, если не указано иное, –
субъекты профилактики).
5. Работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов
риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении
несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения.
6. Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска
суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социальнопедагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.
7. Сотрудники органов внутренних дел осуществляют выявление факторов риска
суицидальных действий у несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним
противоправных действий и проведении с ним индивидуальной профилактической
работы.
8. При выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего
субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного
представителя несовершеннолетнего о возможностях:
получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в
учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;
получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в
организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту
жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет,
которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг
по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер
программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
9. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у
несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя
несовершеннолетнего, оформленного по форме согласно приложению, в течение одного
рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования
по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую
психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту
жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
В информации указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое
имеется) несовершеннолетнего, дата рождения, адрес места жительства (места
пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, имеющиеся
факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, проявления
суицидального поведения, предпринятые меры, их эффективность.
10. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право
письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя
несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного,
городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях
защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.
11. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у
несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические
работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления
информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю
психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении
образования, в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его
законному представителю психологической помощи и социально-педагогической
поддержки в учреждении образования.
12. В случае обращения в организацию здравоохранения несовершеннолетнего,
имеющего факторы риска суицидальных действий, его законного представителя
работники организации здравоохранения обеспечивают:
12.1. оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской и
психологической помощи в день обращения;
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2019, 8/33813
4
12.2. передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте
15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, в
районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания)
несовершеннолетнего с согласия законного представителя.
13. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного
порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего
факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае
наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц.
14. При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые
суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных
действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению
совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение
мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11–13 настоящей Инструкции, в целях
информирования законного представителя о суицидальных действиях
несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и
медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.
Приложение
к Инструкции о порядке действий
работников учреждений образования,
здравоохранения и сотрудников органов
внутренних дел при выявлении факторов
риска суицидальных действий
у несовершеннолетних
Форма
Руководителю ____________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
_________________________________________________________
(наименование учреждения образования, здравоохранения)
от ______________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
законного представителя несовершеннолетнего)
адрес проживания ________________________________________
________________________________________________________
Я, _____________________________________________________________, согласен
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
законного представителя несовершеннолетнего)
с представлением сведений о несовершеннолетнем
_____________________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего)
в ___________________________________________________________________________
(наименование учреждения образования, здравоохранения)
_________________ __________________ _________________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)

свернуть

Ганчук Владимир Викторович

  • Должность: Педагог-психолог
  • Образование: МГПИ им А М Горького
  • ГРАФИК работы педагога-психолога Ганчука Владимира Викторовича Понедельник 08.00-15.30 Вторник 08.00-15.30 Среда 08.00-16.30 Четверг 08.00-15.30 Пятница 08.00-16.30 Суббота 08.00-11.00 График проведения индивидуальных консультаций Среда 9.00-12.00 Четверг 12.00-15.00 Перерыв 12.00-12.30