СОП/социальное расследование (Постановление 22)

Перечень документов на несовершеннолетнего необходимых для признания нуждающимся в государственной защите

развернуть

В случае, когда координационный совет рассматривая информацию по результатам выполнения мероприятий принимает решение: направить в комиссию по делам несовершеннолетних (далее - КДН) ходатайство о необходимости признания ребенка (детей), нуждающимся в государственной защите (далее – НГЗ):

Учреждение образования в течение 1 рабочего дня обращается с ходатайством в КДН о необходимости признания ребенка (детей) НГЗ, и направляет следующий перечень документов:

- ходатайство о признании ребенка (детей) НГЗ (2 экземпляра);

- акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей);

- копия документов, удостоверяющих личность, или свидетельства о рождении – для несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих документов, удостоверяющих личность;

- справка о месте жительства и составе семьи;

- копия документов удостоверяющего личность законного представителя несовершеннолетнего (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);

- документ, подтверждающий отсутствие у ребенка одного из родителей (копии свидетельства о смерти либо решения суда о лишении родителя родительских прав, признании родителя недееспособным, безвестно отсутствующим, об объявлении родителя умершим либо документ, подтверждающий запись сведений о родителе в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);

- справка о месте работы, службы и занимаемой должности родителей (единственного родителя), либо из центра занятости о том, что стоит на учете;

- характеристика на учащегося;

- характеристика семьи;

- сведения о близких родственниках (Ф.И.О., дата рождения, адрес, контактный телефон, степень родства).

свернуть

Порядок рассмотрения результатов выполнения мероприятий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, на заседании координационного совета Обновлено 16.07.2020!

развернуть

Учреждение образования ежеквартально (через каждые 3 месяца) предоставляет секретарю координационного совета следующие документы:

сопроводительную информацию, где указывается причина обращения и перечень документов, которые передает учреждение образования;

- выписку совета по профилактике, где рассмотрены результаты работы с семьей и принято решение обратиться в координационный совет о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОП,

либо выписку совета по профилактике, где рассмотрены результаты работы с семьей и принято решение обратиться в координационный совет о рассмотрении вопроса направления в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Заводского района г. Минска ходатайства о необходимости признания ребенка (детей), нуждающимся в государственной защите;

- информацию по результатам выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для несовершеннолетнего обстановки за период с… по…..;

- дополнения к предложениям о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки от каждого субъекта профилактики за подписью руководителя (копия);

- дополнения к мероприятиям (сводные от всех ведомств) по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки, которые никем не подписываются и утверждаются протоколом координационного совета (оригинал).

! При рассмотрении результатов выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки и обращении в координационный совет по вопросу внесения изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОП, документы предоставляются секретарю КС за 10 рабочих дней до окончания квартала.

Координационный совет рассматривает информацию по результатам выполнения мероприятий и принимает решения:

- Внести изменения и дополнения в решение о признании ребенка (детей), находящимся в СОП, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

 

- Прекращение исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП.

 

В случае подачи документов в КС о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП, учреждения образования предоставляют секретарю координационного совета следующие документы:

 

сопроводительную информацию, где указывается причина обращения и перечень документов, которые передает учреждение образования;

 

- выписку совета по профилактике, где рассмотрены результаты работы с семьей и принято решение обратиться в координационный совет о прекращении исполнения решения о признании ребенка находящимся в СОП в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП;

 

- информацию по результатам выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для несовершеннолетнего обстановки за период с… по….. (с подробным отчетом работы с семьей и фактами, подтверждающими положительную динамику);

 

- копии документов подтверждающих положительную динамику в работе с семьей (справка от нарколога о пройденном лечении, кодировке, информация РУВД об отсутствии правонарушений за отчетный период, итогах посещения семьи сотрудниками РУВД, справка о трудоустройстве и характеристика с места работы, копия лицевого счета о погашении задолженности и т.д.).

 

!При рассмотрении результатов выполнения мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки и обращением в координационный совет о прекращении исполнения решения о признании ребенка находящимся в СОП в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП, документы предоставляются секретарю КС за 10 рабочих дней до окончания квартала.

Учреждение образования в течение 3 рабочих дней со дня прекращения исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП, вынесенного КС, передает в СПЦ:

- ходатайство об исключении из районного банка данных;

- форму учета несовершеннолетнего с указанием даты и номера протокола координационного совета.

свернуть

Методические рекомендации по содержанию накопительной папки несовершеннолетнего признанного находящимся в СОП Прикреплена ссылка на выписку из протокола совместного заседания СП! Прикреплена ссылка на акт посещения семьи несовершеннолетнего!

развернуть

1.Перечень документов по ведению накопительной папки несовершеннолетних состоящих в СОП

Накопительная папка должна быть укомплектована необходимым пакетом следующих документов:

1. Титульный лист (Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место жительства, Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы; дата признания) – образца и четких требований как таковых нет.

2. Результаты социального расследования, со всеми прилагающимися документами:

- Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего.

- Сведения о близких родственниках.

- Справка отдела ЗАГС о смерти одного из родителей (если один из родителей умер) и форма №2 о том, что мать-одиночка.

- Копии паспортов родителей.

- Справка о составе семьи. Справка о занимаемом жилом помещении (РСЦ).

- Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолтнего(их).

- Выписка из протокола Совета по профилактике учреждения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении. ! Обращаем внимание, в случае, если в семье несколько детей, учащихся/воспитанников разных учреждений образования, заседание Совета по профилактике проводится совместно (выписка совместного заседания СП).

3. Выписка из протокола координационного совета администрации района (по месту жительства семьи) о признании несовершеннолетнего(их) находящимся в СОП.

4. Ходатайство в УО о внесении несовершеннолетнего в районный банк данных СОП (передавать в СПЦ) с приложениями:

- Форма учетных данных несовершеннолетнего.

- Сведения о семье несовершеннолетнего.

5. Предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, с указанием срока их реализации и ответственных исполнителей.

6. Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, с указанием срока их реализации и ответственных исполнителей

7. Информация о выполнении мероприятий (ежеквартально).

8. Акты посещения семьи несовершеннолетнего(их).

9. Ежемесячные выписки из протоколов СП о рассмотрении динамики в семье с указанием конкретных выводов и действий (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике несовершеннолетних», изменения и дополнения: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2012 г. № 130 - указано, что вопрос о рассмотрении ситуации СОП включен в основную группу вопросов, а значит рассматривается ежемесячно).

10. Психолого-педагогическая характеристика на несовершеннолетнего (должна быть подписана классным руководителем и педагогом-психологом).

11. Характеристика семьи (подписана классным руководителем).

12. Заключение педагога-психолога по результатам психологической диагностики детско-родительских отношений, проведенной с несовершеннолетним (от 3-х лет и старше) и его родителями (подписана педагогом-психологом).

13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе в интересах защиты прав несовершеннолетнего.

14. Уведомления, приглашения родителей и прочее с обязательной подписью, датой и исходящим номером.

15. Постановления КДН.

2. При отмене решения о признании ребенка находящимся в СОП:

1. Выписка из протокола заседания совета профилактики (или педсовета) с ознакомлением о принятом решении родителей.

2. Выписка из протокола координационного совета администрации района (по месту жительства семьи) об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП.

3. Ходатайство в УО об исключении несовершеннолетнего из районного банка данных СОП (передавать в СПЦ) с приложением:

- Форма учетных данных несовершеннолетнего.

Обратите внимание!!!

  • Исправлений в документах быть не должно.
  • В мероприятиях должны указываться конкретные сроки их реализации и контроля (не допускать употребление слов «постоянно», «регулярно»), цели должны формулироваться конкретно и индивидуально, с опорой на причины (критерии) постановки в социально опасное положение, объективную ситуацию в семье, возраст и уровень развития ребенка. Это касается и мероприятий.

Избегать необоснованности и длительности диагностической работы (она должна проводиться на этапе социального расследования). Распространить коррекционную работу и психопросвещение. Индивидуальный подход и учет конкретных проблем.

  • Ежемесячно рассматривать на заседаниях совета профилактики динамику развития семьи, где несовершеннолетний находится в социально опасном положении. Каждая выписка совета профилактики должна находиться в накопительной папке.
свернуть

Участие педагога-психолога в проведении социального расследования Обновлено 15.06.2020

развернуть

Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.

Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие. 

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь):

  • Беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи и т.д.);
  • Психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
  • Изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;
  • Анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Диагностические методики для работы с родителями:

  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
  • Методика «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
  • «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко;
  • «Шкала общения родителя с ребенком» А.И. Баркан;
  • «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан;
  • «Лики родительской любви» С.С. Степанов;
  • «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):

  • Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) («Интервью с ребенком» А.И. Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);
  • «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);
  • Проективная методика Р. Жиля (с 4 лет);
  • «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, Д. Антони (по ред. А. Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);
  • «Цветовой тест отношений» А. Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);
  • «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева (с 2,5 лет);
  • «День рождения» М. Панфилова (старший дошкольный возраст);
  • «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И. Баркан (с 3 лет);
  • «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (приблизительно с 6 лет);
  • Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М.А. Ковальчук);
  • Метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (школьники);
  • Методика «Подростки о родителях»  (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына).

По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:

  • Протокол диагностического обследования;
  • Психолого-педагогическая характеристика семьи;
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • Рекомендации по работе с несовершеннолетним и его семьей для педагогов (педагога социального, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника), родителя, других специалистов, работающих по реабилитации семьи. 

Требования к оформлению документов:

  • Дата;
  • Подпись исполнителя;
  • Гриф «Утверждаю» руководителя учреждения/подпись под документом (в случае, если документ покидает учреждение);
  • Считается корректным указание в характеристике перечня, использованного диагностического инструментария.

Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.

В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.

В него входит:

  • Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование.
  • Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).
  • Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается тренинг (групповая работа). Если на базе вашего учреждения имеется возможность организации подобной группы, эффективность работы значительно повышается. В группу не обязательно должны входить родители, чьи дети признаны находящимися в СОП. Вы можете пригласить на занятия опекунов. Часто ими становятся бабушки, которым иногда не вредно напомнить, как воспитывать внуков. Случается, что опеку оформляет родственник, у которого нет своих детей, для него информация, полученная от вас, будет бесценна. В работе группы могут принять участие молодые родители, у которых это первый ребенок, и кто чувствует в себе неуверенность в вопросах воспитания).

В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.

 

 

свернуть

Алгоритм признания ребенка (детей) находящимся в СОП Обратите внимание! В алгоритме даны ссылки на образцы документов, которые можно скачать и использовать в работе. 16.07.2020 внесены изменения.

развернуть

1. Координационный совет в течение 14 дней рассматривает полученные материалы.

2. Координационный совет принимает решение:

2.1. Признать ребенка (детей) находищимся(ися), в социально опасном положении (далее – СОП) и определить мероприятия, обязательные для исполнения государственными и иными организациями;

2.2. Рекомендовать родителям в течение 3 рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации;

3. Учреждение образования в течение 3 рабочих дней со дня принятия КС решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП передает в СПЦ:

ходатайство о внесении ребенка (детей) в районный банк данных несовершеннолетних, признанных находящимися в СОП;

форму учета несовершеннолетнего, признанного находящимся в СОП;

- сведения о семье несовершеннолетнего, признанного находящимся в СОП.

свернуть

Алгоритм проведения социального расследования Обратите внимание! 10 декабря обновлен акт обследования условий жизни и воспитания ребенка/детей.

развернуть

1. При поступлении в учреждение образования информации о неблагоприятной для детей обстановки, руководителем учреждения в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения информации, принимается решение (Приказ),которым определяются:

- персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия);

- срок проведения социального расследования, не превышающий 15 рабочих дней;

- порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка;

- дата проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. К проведению социального расследования учреждение образования при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, по месту жительства детей, письменное уведомление.

3. Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования решения (Приказа), комиссией проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей).  Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей).

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей).

!!!При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

4. В соответствии с законодательством при проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении.

5. По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях (в случае выявления критериев и показателей социально опасного положения).

6. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

Если критерии и показатели социально опасного положения выявлены:

- обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении (с указанием критериев и показателей социально опасного положения);

В соответствии с принятым решением секретарю координационного совета не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются:

сопроводительная информация, где указывается причина обращения и перечень документов, которые передает учреждение образования;

- копия акта обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей);

- выписка из решения совета по профилактике, где принято решение обратиться в координационный совет;

- обобщенная информация по результатам социального расследования на имя председателя координационного совета за подписью руководителя;

предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки от каждого субъекта профилактики за подписью руководителя (копия);

мероприятия (сводные от всех ведомств) по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки, которые никем не подписываются и утверждаются протоколом координационного совета (оригинал).

Если критерии и показатели социально опасного положения не выявлены:

- рекомендовать родителям в течение 3 рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие социальные услуги, в течение 1 рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

свернуть

Выявление неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки Для учреждений образования!

развернуть

Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

- УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

– при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе;

- при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах;

- при анализе обращений граждан.

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

Отдел образования не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановки, направляет её в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.

свернуть