Родительский университет

«КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ?»

развернуть

 

 

 

 

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ «КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ?»

Целевая группа родители учащихся 11 класса

Время проведения 2 четверть 

 

Цель: Профилактика зависимого поведения у подростков.

Задачи:

- просвещение родителей старшеклассников  по вопросам зависимого поведения;

- привлечение родителей к взаимодействию в решении вопросов коррекции поведения подростков;

- разработка практических рекомендаций родителям подростков для осуществления профилактики зависимого поведения.

Основная часть: Зависимое поведение, его причины, факторы риска.

Причина распространения зависимого поведения — ловушка, обусловленная эволюционным развитием мозга и выходом человека в настоящее время из-под давления эволюционного отбора. В процессе эволюции в мозге животных и человека сформировалась функциональная система, возбуждение которой увеличивает вероятность повторения поведения, которое привело к её возбуждению. По этому свойству система получила название системы подкрепления. Благодаря ей человек и животное, раз достигнув положительного результата, запоминают путь к нему и стремятся к его повторению вновь и вновь. Чёткое выполнение действий, приводящих к результату, животными, которые находятся в естественных условиях, способствует их выживанию. У человека такая последовательность способствует прогрессу, поскольку позволяет работать там, где результат отставлен, иногда на месяцы, на пример в сельском хозяйстве, иногда — на годы, как в процессе обучения детей в школе. Однако на определённом этапе развития общества возникла возможность непосредственно, без предварительных усилий активизировать систему подкрепления биохимическими (прежде всего дофаминергическими) механизмами. Следовательно, введение веществ, имитирующих действие дофамина, может оказывать на эту систему такой же эффект, как и продуктивная деятельность. Наркотики, алкоголь, никотин, и даже кофеин возбуждают эту систему. Однако сила этого возбуждения различна. Если наркотики действуют непосредственно на дофаминергическую систему подкрепления, то алкоголь, никотин и кофеин — опосредованно и с различным числом посредников. Поэтому сила действия препарата зависит от той цепочки, которая закончится активацией системы подкрепления. Зависимое поведение поведение охватывает зависимость не только от химических веществ. Оно включает любой вид поведения, который приводит к возбуждению системы подкрепления. Например, к нему относится зависимость от еды. Если в прежние времена для активации системы подкрепления через пищу нужно было сначала долго работать, чтобы получить причитающуюся порцию еды, то теперь достаточно подойти к холодильнику, чтобы мозг запомнил путь собственного возбуждения. И затем человек будет подходить к холодильнику не тогда, когда хочет есть, а когда возникнет потребность быстро сменить тягостное состояние стресса и получить удовольствие. Стоит помнить о том, что когда вечером, приходя с работы, мы не просто утоляем голод, но едим несколько больше, чтобы получить удовольствие, мы делаем то, что психологи называют «вечерним заеданием стресса». Мы привыкаем со временем есть больше, чем это требуется организму, чтобы самым простым и доступным образом снять стресс.

   Общей чертой зависимого поведения является стремление уйти от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния. Этот путь стереотипизируется и ограничивает сферу взаимодействия с окружающей средой. В настоящее время выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), сексуального и любовного общения, компьютера, азартных игр, гаджетов (небольшие электронные устройства — мобильники, mp3плейры, смартфоны, айфоны, айпады) и т.д. Каждый год описывают всё новые и новые варианты зависимого поведения. К нему относится шопинг (посещение магазинов и покупки для получения удовольствия), игры на бирже, участие в аукционах, неукротимый просмотр телевизионных программ, в частности, телесериалов, длительное прослушивание музыки, основанной на низкочастотных ритмах. Иногда сюда же относят занятие политикой, религиозные пристрастия, сектантство, большой спорт, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэн тези», «дамскими романами» и т.д. [https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimoe-povedenie-prichiny-posledstviya-profilaktika]

Давайте рассмотрим краткую характеристику зависимого или аддиктивного поведения пройдя по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=y-gyUkRd694

 

К факторам риска   зависимого поведения относятся:

  • злоупотребление ПАВ родителями и другими родственниками;
  • негативные отношения между родителями и детьми;
  • плохой контроль родителей за поведением ребенка и его окружением;
  • отсутствие руководства со стороны родителей жизнью ребенка;
  • развод родителей и их неадаптированность к повторному браку;
  • оторванные от реальности ожидания родителей в отношении ребенка;
  • малая забота о детях и недостаточная сплоченность семьи;
  • плохая успеваемость в школе, предпочтение мнения сверстников мнению родителей;
  • проблемы с правоохранительными органами;
  • низкий уровень притязаний подростков на будущее.

Психологические факторы риска возникновения зависимости — это совокупность мотивов, побуждающих к употреблению алкоголя и наркотиков. Они определяют индивидуальный процесс приобщения к ПАВ. К ним относятся:

  • трудности приспособления к окружающей среде;
  • конфликт с окружением;
  • неудовлетворенность, непонятость окружающими;
  • утомление, робость;
  • осознание своей неполноценности.

Иными словами — это фрустрация, состояние психического дискомфорта при неудовлетворении тех или иных потребностей. Именно наличие низкого фрустрационного порога представляется важнейшим психологическим фактором развития психической зависимости. [Москаленко В. Д., 2004].

Формирования зависимого поведения

Формирование зависимого поведения происходит в несколько этапов. При этом обязательно сказывается влияние объекта аддикции (вид наркотического вещества и т.д.), индивидуальных особенностей человека (например, возраст, социальные связи, интеллект, способность к сублимации).

Первый этап - начало формирования зависимости – происходит всегда на эмоциональном уровне. На фоне воздействия предмета или объекта зависимости (прием вещества, изменяющего психическое состояние; переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре; чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксации в сознании этой связи, возникает переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.

Второй этап характеризуется формированием четкой последовательности использования средств изменяющих психическое состояние. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения, которая обусловлена многими факторами: особенностью личности до возникновения зависимости; предшествующими установками; воспитанием; культурным уровнем; окружающей социальной средой; значимыми событиями в жизни; изменениями привычного стереотипа и др. Постепенно формируется ритм зависимости, связанный с жизненными затруднениями, переносимостью стрессов. По мере того, как учащается использование средств изменяющих психическое состояние, межличностные отношения постепенно отступают на второй план. В последующем провоцировать использование таких средств начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.

На третьем этапе ритм использования этих средств становится обычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «составной частью личности». Эти люди становятся невосприимчивыми к критике, не поддаются разубеждению. Их умозаключения подчинены эмоциональному состоянию и направлены на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Желание искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.

Четвертый этап — полное формирование зависимого поведения. Происходит полное погружение в процесс зависимости, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Зависимый «разрушает» свой внутренний мир, остается только внешняя оболочка. Использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность взаимодействовать с другими людьми. На этой стадии доверие к зависимым уже потеряно, их начинают воспринимать как лиц, с которым нельзя продолжать отношения.

Пятый этап носит уже характер окончательного крушения личности. Зависимое поведение разрушает и его психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. На этом этапе использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения. Страдающего зависимостью в целом отличает апатия и подавленность. Прежнее «Я» разрушено, восстановить его невозможно, с такими людьми практически не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере затрудняет оказание помощи или делает ее невозможной.

На сформировавшуюся зависимость указывают наличие следующих признаков:

- отрицание событий и действий, которые окружающие расценивают как результат зависимого поведения;

- распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;

- враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей;

- раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;

- чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;

- безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

Наркотическая, алкогольная и табачная зависимость сильно влияет на здоровье человека. Алкоголь уничтожает клетки печени, а ведь в ней происходит образование АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты – основного источника энергии в организме), детоксикация (обезвреживание) ядов и многое другое. Алкоголь особенно вреден для растущего организма. Те дозы, которые являются приемлемыми для взрослого, для молодых людей могут стать смертельными. Алкогольная интоксикация наступает у них чаще и быстрее. При поражении головного мозга могут произойти необратимые явления, способные привести к инвалидности и смерти. Злоупотребление алкоголем ведет к деградации личности, делает человека психически неуравновешенным. 70% преступлений против личности совершается в состоянии алкогольного опьянения. Это наиболее тяжелые социальные последствия алкогольной зависимости. Табакокурение относят к вредным привычкам, которые являются отклонениями от здорового образа жизни. Проблема курения имеет характер национального бедствия и грозит будущему общества в целом. Сейчас юноши и девушки начинают курить в 13, 15, 17 лет и к детородному возрасту практически около 90% юношей и 40% девушек употребляют табак. У начинающего курильщика в течение 2-3 лет истощаются запасы психической энергии, поэтому у курящих юношей и девушек, вступающих в брак, не могут родиться здоровые дети (особенно в условиях общей неблагоприятной экологической обстановки). Большинство людей, страдающих от проблем, вызванных употреблением наркотиков, считают, что достаточно прекратить их употребление и жизнь наладится. Здесь и проявляется основной парадокс химической зависимости: чтобы восстановить свою жизнь и выздороветь, необходимо оставаться чистым и трезвым, а сами повреждения, вызванные употреблением наркотиков, не позволяют вести такой образ жизни. Наиболее частые последствия употребления наркотиков для физического здоровья – это заболевания сердечнососудистой системы и дыхательных путей, гепатиты и цирроз печени, психозы, эпилепсии и др. Развиваются депрессии, чувства вины, бессилия, безысходности, обиды и негодования. Нарушаются духовные качества: появляется апатия, потеря смысла жизни, человек начинает  ощущать враждебность окружающего мира. Социальные последствия наркомании – это зависимость наркомана от продавца наркотиков, добывание денег не трудовым, а иногда и вовсе преступным путем. Наркомания, проституция, убийства, грабежи, СПИД – вот единый антисоциальный клубок. Лечение наркоманов и содержание их больных детей – тяжелая социальная ноша. Причем лечение наркомании – процесс долгий и дорогой. Таким образом, химические зависимости очень пагубно и необратимо влияют на жизни людей. Разрушаются семьи, портится здоровье, жизнь делится на «до» и «после».[ https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-ugroza-zdorovyu-cheloveka]

Интернет-зависимость – разновидность психологической зависимости. Проявляется она в желании подключиться к Интернету и проводить во Всемирной сети как можно больше времени, при этом утрачиваются социальные, семейные, материальные ценности.

Существует 6 основных типов интернет-зависимостей:

  1. Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) – бесконечные «путешествия» по Всемирной паутине, поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, большие объѐмы переписки, участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по Сети.
  4. Навязчивая финансовая потребность – игра по Сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах. 5. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
  5. Киберсексуальная зависимость. Причиной возникновения интернет-зависимости является получение своеобразного психологического поощрения, а именно:
  • социальной поддержки посредством участия во всевозможных виртуальных обществах, группах;
  • сексуального удовлетворения;
  • интересной красочной жизни в противовес скучному и безрадостному существованию в реальной жизни;
  • ощущение себя иным, значительно лучшим, ведь в интернет-пространстве можно представляться кем угодно. Большинство интернет-зависимых людей обладают следующими чертами характера:
  • слабой силой воли;
  • страхом перед мнением общественности;
  • необходимостью в одобрении своего поведения окружающими;
  • повышенной чувствительностью к критике;
  • нежеланием брать на себя ответственность, делать выбор;
  • заниженной самооценкой и т.д.

Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):

  • Cлишком частая проверка почты.
  • Cокращение времени на прием пищи, еда перед монитором.
  • Вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы.
  • Жалобы окружающих на чрезмерное долгое сидение за компьютером.
  • Потеря ощущения времени on-line.
  • Более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече.
  • Постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей.
  • Игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет.
  • Невозможность сократить время пребывания в Интернете.
  • Пропуск еды, учебных занятий, встреч или сокращение продолжительности сна ради возможности быть в Интернете.
  • Вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности.
  • Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в Сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер;
  • «Тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия других членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины;
  1. Отрицание наличия зависимости. Специалисты выделяют не только психологические, но и физические симптомы интернет-зависимости, к которым относят:
  • поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц;
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

Памятка родителям «Пути профилактики и преодоления зависимого поведения»

Рекомендации по профилактике интернет-зависимости:

  1. Составьте список с перечнем оснований, из-за которых Вам стоит отказаться от чрезмерного использования Интернета.
  2. Если у Вас нет в настоящий момент необходимости выйти в Сеть, выключайте компьютер.
  3. Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так Вы сможете отвлечься от on-line режима.
  4. Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.
  5. Скопируйте в отдельный файл или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую.
  6. Если Вы решили избавиться от интернет-зависимости, Вам следует отрегулировать режим вашего сна.
  7. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов

Факторы защиты  от зависимого поведения относятся:

  • воспитание в семье с высокими морально-религиозными принципами;
  • правильные социальные установки в семье, отраженные в соответствующих правилах внутрисемейного поведения;
  • сплоченность в семье и позитивные взаимоотношения в ней;
  • интеллектуально-культурная ориентация жизни в семье;
  • эмоциональная близость подростка с матерью и другими членами семьи;
  • уважение семейных ценностей, привитые с детства навыки правильного общения с людьми;
  • интерес к учебе и хорошая успеваемость.

 

Рекомендации  родителям по профилактике зависимого поведения старшеклассниками

  • быть самоэфективными родителями;
  • «взрослеть вместе с ребенком, переходя от взаимодействия «родитель-ребенок» к взаимодействию «взрослый-взрослый»;
  • установить оптимальную дистанцию в отношениях;
  • помнить о «зеркальном эффекте» во взаимоотношениях;
  • ежедневно уделять время общению;
  • Учиться доверять, найдя равновесие между терпимостью и контролем;
  • учиться слушать, не оценивая;
  • создавать ситуацию выбора;
  • обсуждать житейские истории, рассуждая;
  • спрашивать совета у подростка;
  • не давать готового решения в ответ на вопрос.

Перечень вопросов для обсуждения с родителями:

- отмечали ли вы у себя проявления зависимого поведения и как избавлялись от них;

- считаете ли вы серьезной проблемой зависимое поведение у старшеклассников или думаете, что со временем и взрослением эта проблема решиться сама собой;

- какой  именно вы подаете пример для своих детей, способствующий профилактике зависимого поведения.

Полезным будет просмотреть цикл передач о зависимостях по ссылке https://www.youtube.com/playlist?list=PLFYlw2FhvyqMacaGU4Z759I3of0kCBfYt

Рекомендации для родителей

Лучший способ профилактики наркомании подростков — формирование зрелой ответственной личности. Однако на этом пути родители  встречаются с большим количеством вопросов. Уже отмечалось, что чем раньше воспитывается ответственность, тем проще происходит этот процесс. Тем не менее, попробовать изменить ситуацию возможно на любом этапе.

  1. Начните слушать подростка. Не ловите в его высказываниях то, что нравится вам, и не отбрасывайте то, что вам кажется глупостью. Нужно сесть рядом с ним и вглядеться в него, вслушаться в слова того, кто совсем недавно был так прост и понятен. Если сын или дочь выскажут удивление, начните разговор с рассказа о тех проблемах, которые так трудно было вам разрешить в этом возрасте: чего вы боялись, чем мучились, что вас тревожило. Встретив ответную реакцию (даже такую: «Да всё не так, сейчас другое время»), не критикуйте, не анализируйте, а просто слушайте. Примите его таким, какой он есть, а не таким, каким, как вам кажется, он должен быть. Делайте это регулярно. Молчите, слушайте. Принимайте. Ваши предложения могут быть лишь предложениями, но никак не директивами.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях. Неопределённость поведения родителей, наказывающих сегодня за то, что вчера не замечалось или даже поощрялось, ведёт к невротизации, неуверенности в своём поведении и, в итоге, к низкой самооценке подростка. Ещё опаснее ситуация, когда один родитель требует от ребёнка одно, а другой — другое. Ребёнок быстро находит воспитательную брешь и манипулирует родителями, чтобы добиться желаемого. Он делает это неосознанно, однако чрезвычайно искусно. В результате родители постоянно находятся на грани скандала, тогда как ребёнок извлекает свои выгоды из положения, когда мама позволяет ему нечто, чтобы обидеть папу, а папа — чтобы уязвить маму. К сожалению, в дураках оказываются все. Рассорившиеся родители обвиняют друг друга в неумении воспитывать, а специфически воспитанный ребёнок использует их в достижении своих мелких корыстных целей. «Социальная педагогика» 5/2012 119 Е.И. Николаева. Зависимое поведение: причины, последствия, профилактика Problemi i diskussii.qxd 31.10.2012 12:32 Page 119 3. Постарайтесь избегать сарказма в общении с ребёнком любого возраста. Сарказм — положительное высказывание о человеке, сопровождающееся язвительной, уничижительной интонацией или жестом. Например: «Ну ты и хорош!». Дети с трудом распознают такого рода выражения, поэтому испытывают тревогу и неуверенность в себе и своих поступках. Говорите с ребёнком прямо и открыто.
  3. Не используйте в общении с ребёнком оценочные суждения. Родители для ребёнка — самые значимые личности. Именно поэтому оценки, которые так часто даются направо и налево, больно ранят детей и особенно подростков. Один из главных моментов воспитания: родители обучают ребёнка слушать себя, а потом и других людей. Это умение — воспринимать других людей, а не проходить мимо них как мимо неживых объектов — одно из полезнейших качеств личности.
  4. Не стремитесь выглядеть перед ребёнком всегда справедливым и правым. Вообще не старайтесь выглядеть как-то. Будьте с ним тем, кто вы есть. Ваша искренность поможет ему стать самостоятельным, ответственным, сильным, успешно преодолевать трудности. Если вам кажется, что вы попали впросак, то рассмейтесь и воспользуйтесь юмором, а не пытайтесь скрыть это. Таким образом, вы научите вашего ребёнка не бояться себя, своей индивидуальности, своих ошибок. Научи те его исправлять ошибки, а не скрывать их и лгать. Ваше открытое поведение будет лучшим примером. Вы накричали на него, когда он ошибся — сразу же скажите ему, что вы сделали это неправильно. Объясните, что кричать в таких случаях бесполезно, но вы сделали это, потому что очень переживаете за него. Затем спокойно обсудите с них, что можно сделать.[ «Социальная педагогика» 5/2012 Problemi i diskussii.qxd 31.10.2012 12:32 Page 120]
  5. Как можно раньше начинайте учить ребёнка слышать вас. Ответственность начинается с того, что слова родителей не являются пустым звуком. Как часто родители много раз твердят ребёнку одно и то же, пока не возьмутся за ремень или не применят какой-то другой жёсткий метод демонстрации собственной значимости. Сделав указание, ждите, находясь рядом с ребёнком, чтобы он выполнил ваше требование (лучше молча). Гораздо хуже бывает, когда родитель даёт задание и уходит. Войдя через некоторое время в комнату подростка, он видит, что всё остаётся по-прежнему, а потому заново даёт задание и вновь уходит. Так может продолжаться бесконечно, пока родитель, на конец, не взорвётся и не начнёт ругаться. Тогда ребёнок быстро делает то, о чём его просят. Так своей несдержанностью родитель сам обучает сына или дочь реагировать только на крик и грубость. Правильное поведение родителя предполагает другую последовательность действий. Родитель даёт задание и начинает его выполнять вместе с ребёнком. Каждый раз доля родительского участия может уменьшаться. Регулярным остаётся только непосредственное следование словам взрослого. Если удастся выработать такое поведение в детстве, оно безболезненно будет возникать и у подростка. В противном случае «неслышание» родителя может усилиться. Но и здесь, правда, с большими нервными перегрузками, положение можно исправить. Надо только не повторяясь, поскольку уже всё сказано, настойчиво добиваться своего. Примером обучения ребёнка «слышанию» может быть такая ситуация. Почти в каждой семье в какойто период времени встаёт вопрос о том, что вечером ребёнок должен сам убирать за собой игрушки и разбросанные вещи. Можно начинать это так. Мама говорит ребёнку: «Нужно убрать всё за собой». Она начинает помогать ему в этом. Однако каждый раз её вклад становится всё меньше, а усилия ребёнка всё больше и больше. Если уже подросший ребёнок капризничает, то мама может не говорить ему много раз об этом. Она может уложить его, а когда он уснёт, собрать игрушки сама и спрятать куда-нибудь. Утром ребёнок узнаёт, что неубранные игрушки исчезли. Например, их унёс домовой, который не любит беспорядок. Игрушки могут вернуться, если он изменит своё поведение.
  6. Учитывайте, что дети не чувствительны к отрицанию. Многие дети как бы не слышат частицы «не». Это же относится и к курению, наркотикам и алкоголю. Вряд ли полезно говорить в лоб, что не следует курить, пить, употреблять наркотики. Стоит предложить ребёнку позитивные способы использования своего времени. Научите его увлекаться тем, чем увлекаетесь вы, развивайте его способности.[ «Социальная педагогика» 5/2012 121 Е.И. Николаева. Зависимое поведение: причины, последствия, профилактика Problemi i diskussii.qxd 31.10.2012 12:32 Page 121. Рассказывайте и обсуждайте с ним тех людей, которые нравятся вам и ему, их привычки, времяпрепровождение, акцентируйте аспекты поведения, способствующие раскрытию личности, её росту, возможности достигнуть в жизни уровня, при котором человек будет чувствовать себя уважаемым и уважать себя сам.
  7. Не требуйте от ребёнка того, что не выполняете сами. Если вы сами курите, то не говорите ему о вреде курения. Лучше, если вы просто бросите курить. А если не можете — скажите, почему, как трудно вам теперь бороться с застарелой привычкой. Доверьтесь ребёнку. Если вы будете требовать от него того, что делаете сами, ваши слова обесценятся. Ребёнок тоже будет говорить то, что говорите вы, но и делать также будет то, что делаете вы. Чем более открытыми, ответственными и зрелыми будут воспитатели, тем меньше вероятности, что у них вырастет зависимый ребёнок.
свернуть

развернуть

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов.

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответствен-ные

1

5-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный,

медицинский работник

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель,

педагог социальный

2

6-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг

педагог-психолог, классный руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс

педагог-психолог, классный руководитель

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар

педагог социальный, медицинский работник

3

7-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/ беседа/ вебинар

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9-е классы

     

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конферен-ция/ вебинар

педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

свернуть

развернуть

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов.

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

медицинский работник

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

педагог-психолог,

классный руководитель,

педагог социальный,

инспектор по делам несовершеннолетних,

медицинский работник

свернуть

развернуть

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов.

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен-ные

1

10-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог социальный, медицинский работник

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс

педагог-психолог, медицинский работник

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар

классный руководитель,

педагог-психолог

2

11-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар-практикум/ форум/ вебинар

педагог-психолог, классный руководитель

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конферен-ция/ беседа/ практикум

педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

педагог социальный, классный руководитель

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог,

медицинский работник

свернуть

развернуть

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов.

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних

свернуть

развернуть

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов.

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответствен-ные

1

5-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный,

медицинский работник

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель,

педагог социальный

2

6-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг

педагог-психолог, классный руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс

педагог-психолог, классный руководитель

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар

педагог социальный, медицинский работник

3

7-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/ беседа/ вебинар

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9-е классы

     

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конферен-ция/ вебинар

педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

свернуть