Выпускнику

Перечень наиболее востребованных экономикой специальностей Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2023 №44 «О перечнях наиболее востребованных экономикой специальностей» определен список специальностей, наиболее востребованных экономикой. Что это значит и что дает абитуриентам 2023 года

развернуть

Перечень наиболее востребованных экономикой специальностей

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2023 №44 «О перечнях наиболее востребованных экономикой специальностей» определен список специальностей, наиболее востребованных экономикой. Что это значит и что дает абитуриентам 2023 года?

  1. В документе сказано, что на наиболее востребованные экономикой специальности смогут поступать в колледжи (УО ССО) вне конкурса абитуриенты, имеющие рекомендации воинских частей, органов пограничной службы и прошедшие срочную военную службу (службу в резерве) в 2023 или 2022 годах.

Важно! При этом в документе об образовании должна быть отметка не ниже 6 баллов по профильному учебному предмету.

 

В данном перечне всего 22 специальности:

Код специальности

Наименование специальности

1

5-04-0714-01

Технологическое обеспечение машиностроительного производства

2

5-04-0714-03

Техническая эксплуатация технологического оборудования машиностроительного производства

3

5-04-0714-07

Техническая эксплуатация оборудования и технология сварочного производства

4

5-04-0714-01

Технологическое обеспечение машиностроительного производства

5

5-04-0712-01

Монтаж и эксплуатация электрооборудования

6

5-04-0714-10

Техническая эксплуатация оборудования для изготовления химических продуктов и строительных материалов

7

5-04-0714-11

Техническая эксплуатация машин и оборудования горнодобывающих производств

8

5-04-0723-01

Моделирование, конструирование и технология швейных изделий

9

5-04-0723-05

Производство пряжи, нетканых материалов, тканей и тканых изделий

10

5-04-0723-08

Производство изделий из кожи

11

5-04-0732-01

Строительство зданий и сооружений

12

5-04-0732-08

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог

13

5-04-0732-07

Монтаж и эксплуатация систем теплогазоснабжения и вентиляции

14

5-04-0811-04

Организация сельскохозяйственного производства

15

5-04-0811-01

Производство продукции растительного происхождения

16

5-04-0811-02

Производство продукции животного происхождения

17

5-04-0811-05

Пчеловодство

18

5-04-0811-03

Мелиорация земель

19

5-04-0812-01

Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

20

5-04-0715-20

Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожно-строительных машин и оборудования

21

5-04-0812-03

Эксплуатация энергетического оборудования в сельском хозяйстве

22

5-04-0821-02

Лесное хозяйство

 

  1. Постановлением «О перечнях наиболее востребованных экономикой специальностей» также установлен перечень наиболее востребованных экономикой специальностей  в учреждения высшего образования (УВО).

На них смогут быть зачислены без вступительных испытаний, а также на заочную форму получения образования – вне конкурса некоторые категории абитуриентов, например:

  1. победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема;
  2. участники заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, награжденные похвальным отзывом и иные.

Всего в списке 53 специальности:

Код специальности 

Наименование специальности

1

6-05-0112-01

Дошкольное образование

2

6-05-0112-02

Начальное образование

3

6-05-0113-02

Филологическое образование (с указанием предметных областей)

4

6-05-0113-03

Природоведческое образование (с указанием предметных областей)

5

6-05-0113-04

Физико-математическое образование (с указанием предметных областей)

6

6-05-0113-05

Технологическое образование (с указанием предметных областей)

7

6-05-0232-04

Романо-германская филология

8

6-05-0533-01

Физика

9

6-05-0533-02

Прикладная физика

10

6-05-0533-04

Компьютерная физика

11

6-05-0533-05

Радиофизика и информационные технологии

12

6-05-0533-06

Математика

13

6-05-0711-02

Переработка нефти и газа и промышленный органический синтез

14

6-05-0711-03

Технология и переработка биополимеров

15

6-05-0711-06

Электрохимические производства

16

6-05-0711-07

Производство материалов и устройств электроники

17

6-05-0711-09

Трубопроводный транспорт, хранение нефти и газа

18

6-05-0713-01

Микро- и наноэлектроника

19

6-05-0713-02

Электронные системы и технологии

20

6-05-0713-03

Радиосистемы и радиотехнологии

21

6-05-0713-04

Автоматизация технологических процессов и производств

22

6-05-0714-01

Технологии высокотемпературной обработки металлов

23

6-05-0714-02

Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты

24

6-05-0714-03

Инженерно-техническое проектирование и производство материалов и изделий из них

25

6-05-0714-04

Технологические машины и оборудование

26

6-05-0715-03

Автомобили, тракторы, мобильные и технологические комплексы

27

6-05-0715-04

Гидропневмосистемы мобильных и технологических машин и оборудования

28

6-05-0715-07

Эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов

29

6-05-0717-01

Нанотехнологии и наноматериалы

30

6-05-0719-01

Инженерно-педагогическая деятельность

31

6-05-0721-01

Производство продуктов питания из растительного сырья

32

6-05-0721-02

Производство продуктов питания из животного сырья

33

6-05-0721-03

Производство продукции и организация общественного питания

34

6-05-0722-02

Мехатронные системы и оборудование деревоперерабатывающих производств

35

6-05-0722-03

Производство изделий из композиционных материалов

36

6-05-0722-04

Производство и переработка полимерных материалов

37

6-05-0722-05

Производство изделий на основе трехмерных технологий

38

6-05-0723-01

Технологии и проектирование текстильных изделий

39

6-05-0723-02

Технологии и проектирование одежды и обуви

40

6-05-0811-01

Производство продукции растительного происхождения

41

6-05-0811-02

Производство продукции животного происхождения

42

6-05-0811-03

Мелиорация и водное хозяйство

43

6-05-0811-05

Защита растений и карантин

44

6-05-0812-01

Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции

45

6-05-0812-03

Технический сервис в агропромышленном комплексе

 

46

6-05-0812-04 

Энергетическое обеспечение сельского хозяйства

47

6-05-0821-01

Лесное хозяйство

49

6-05-0821-04

Лесная инженерия и логистическая инфраструктура лесного комплекса

50

6-05-0831-01

Водные биоресурсы и аквакультура

51

7-07-0712-01

Электроэнергетика и электротехника

52

7-07-0732-01

Строительство зданий и сооружений

53

7-07-0841-01

Ветеринарная медицина

 

Источник: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 9 февраля 2023 г. №44 «О перечне наиболее востребованных экономикой специальностей»

свернуть

Централизованное тестирование 2023

развернуть

Централизованное тестирование 2023

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

 

 

14 июня

 

Белорусский язык

15 июня

 

16 июня

 

Русский язык

17 июня

 

18 июня

 

Обществове-дение

19 июня

 

20 июня

 

Математика

21 июня

 

22 июня

 

Биология

23 июня

 

24 июня

 

Иностран-ный язык

25 июня

 

26 июня

 

Химия

27 июня

 

28 июня

 

Физика

29 июня

 

30 июня

 

История Беларуси

1 июня

 

2 июля

 

География

3 июня

 

4 июля

 

Всемирная история

5

6

7

8

9

Время работы пунктов регистрации для прохождения централизованного тестирования 2023 года – с 9.00 до 19.00                        (в субботние (13 мая, 27 мая, 1 июля) дни        – с 9.00 до 18.00).

Резервные дни

проведения централизованного тестирования 2023 года:

11 июля и 13 июля – по белорусскому и русскому языкам;

11 июля и 15 июля – по остальным предметам.

Сроки регистрации абитуриентов для прохождения централизованного тестирования 2023 года

в резервные дни – с 1 июля по 6 июля.

 

Время начала централизованного тестирования

в основные и резервные дни – 11.00.

 

Приём документов в учреждения высшего образования будет осуществляться с 17 по 26 июля.

Вступительные испытания  с 27 июля по 4 августа.

Зачисление по 10 августа.

Приём и зачисление на заочную форму в сельскохозяйственные вузы приходится на ноябрь  декабрь 2023 года.

 

свернуть

Сроки подачи документов для поступления    в колледжи

развернуть

Сроки подачи документов для поступления    в колледжи

  1. По завершении обучения и воспитания на ІІ ступени общего среднего образования (после 9 класса).

На бюджет подать документы можно с 20 июля по 3 августа.

На платное обучение – с 20 июля по 14 августа.

Вступительные испытания пройдут с 4 по 8 августа.

Зачисление на бюджет – по 10 августа, на платное обучение по 16 августа.

  1. По завершении обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования (после 11 класса).

На бюджет, в том числе на целевые места, подать документы можно с 20 июля по 12 августа.

На платное обучение — с 20 июля по 17 августа.

Вступительные испытания пройдут с 13 по 15 августа.

Зачисление на бюджет – по 16 августа, на платное обучение по 18 августа.

 

Также напоминаем, что даты вступительной кампании в колледжах могут немного отличаться, поэтому обязательно перепроверьте их на сайте учреждения, в которое хотите поступать.

 

свернуть

Уточнены сроки приема в вузы абитуриентов-целевиков

развернуть

Уточнены сроки приема в вузы абитуриентов-целевиков

 

         Постановлением Министерства образования от 3 февраля                       2023 года № 41 уточнены сроки приема абитуриентов, поступающих для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию                    о порядке и сроках подачи документов для участия абитуриентов                           в конкурсе, проведения вступительного испытания и зачисления абитуриентов для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов, утвержденную ведомственным постановлением    от 17 августа 2022 г. № 268.

 

         Документом установлены даты:

подачи документов и прохождения собеседования – с 1 по 5 июня;

проведения вступительного испытания – с 6 по 13 июня;

зачисления – по 16 июня.

         Вместе с тем документ об образовании в приемную комиссию подают не позднее 15 июня:

обучающиеся в 11 классе учреждения, реализующего образовательные программы общего среднего образования в год поступления в УВО;

получающие в год поступления в УВО на последнем курсе профессионально-техническое образование с получением общего среднего образования или профессионально-техническое образование на основе общего среднего образования или среднее специальное образование.

         Если абитуриенты не сдали вступительное испытание в установленные сроки, то они сдают его в рамках дополнительного набора. В случаях, когда конкурс на место для получения высшего образования на условиях целевой подготовки не обеспечен (один, менее одного человека на место), оставшиеся вакантными места передаются на общий конкурс.

         Абитуриенты, поступающие для получения высшего образования на условиях целевой подготовки, за исключением отдельных специальностей, определяемых Министерством образования на основании абзаца шестого пункта 16 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, сдают одно внутреннее испытание в УВО по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания. Вступительное испытание проводится в устной или практической форме.

         Постановление вступает в силу с 22 февраля 2023 г.

Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/february/73301/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

Порядок заполнения бланков ответов

развернуть

Поля, заполняемые абитуриентом по указанию ответственного организатора в аудитории (табл. 1, 2):

Таблица 1

Код пункта тестирования:

 

Корпус:

 

Номер аудитории:

 

 

Таблица 2

 Предмет

Код предмета

Сокращенное название предмета на русском языке

Русский язык

01

РУС

Белорусский язык

02

БЕЛ

Физика

03

ФИЗ

Математика

04

МАТ

Химия

05

ХИМ

Биология

06

БИО

Английский язык

07

АНГ

Немецкий язык

08

НЕМ

Испанский язык

09

ИСП

Французский язык

10

ФРА

История Беларуси

11

ИСТ

Обществоведение

12

ОБЩ

География

13

ГЕО

Всемирная история (новейшее время)

14

ВИС

Китайский язык

15

КИТ

Поля, заполняемые абитуриентом самостоятельно (табл. 3):

Таблица 3

Фамилия,

имя,

отчество

Указывается информация из документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Серия

Указывается серия документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Номер

Указывается номер документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Дата

Указывается дата проведения централизованного тестирования

Подпись

Абитуриент ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Подпись абитуриента на бланке ответов не должна выходить за линии ограничительной рамки (окошка)

 

Область ответов состоит из части А и части В.

Область ответов части А включает два поля.

Поле I (рис. 3) – горизонтальный ряд номеров тестовых заданий, под каждым из которых расположены вертикальные столбики из пяти клеточек для обозначения меткой выбранного ответа. 

В одном тестовом задании можно отменить несколько ошибочных меток. Всего можно отменить не более шести ошибочных меток. Для отмены ошибочной метки необходимо:

  • указать номер тестового задания (см. рис. 4, сноска 1) и номер ошибочной метки (см. рис. 4, сноска 2);
  • поставить метку в нужной клеточке столбика тестового задания (см. рис. 3).

Область ответов части В включает два поля.

Поле I (рис. 5) – область для записи ответов на задания. 

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), которые определяются условием тестового задания. Ответ, в котором абитуриент допустил орфографические ошибки, не засчитывается как правильный.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны).

Поле II (рис. 6) – область замены ошибочных ответов на задания (часть В). 

свернуть

Время, отведенное на выполнение тестовых заданий

развернуть

Время, отведенное на выполнение тестовых заданий

№ п/п

Учебный предмет

Время

 
 

1.

Белорусский язык

120

 

2.

Русский язык

120

 

3.

Физика

210

 

4.

Математика

210

 

5.

Химия

150

 

6.

Биология

120

 

7.

Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

120

 

8.

История Беларуси

90

 

9.

Всемирная история (новейшее время)

90

 

10.

Обществоведение

90

 

11.

География

90

 

 

свернуть

ШКАЛЫ  перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

развернуть

 

 

ШКАЛЫ

 перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2 

3-6

7-14

15-25

26-32

33-41

42-53

54-67

68-81

82-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2 

3-9

10-18

19-28

29-37

38-45

46-54

55-63

64-76

77-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-6 

7-15

16-24

25-32

33-41

42-46

47-50

51-61

62-78

79-100

 

 

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

2-3

4-7

8-13

14-25

26-33

34-48

49-64

65-84

85-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

2

3-7

8-19

20-29

30-37

38-47

48-58

59-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

2

3-10

11-20

21-29

30-37

38-47

48-65

66-79

80-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

2

3-5

6-17

18-26

27-36

37-46

47-56

57-69

70-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2 

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2 

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка

по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

2

3-6

7-12

13-22

23-32

33-41

42-53

54-71

72-100

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2022 Г. № 509

свернуть

Централизованный экзамен и вступительная кампания 2022/2023 учебный год

развернуть

О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования

развернуть

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году

развернуть

 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2022, 8/39237

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2022 г. № 278

 

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году

 

На основании части второй пункта 3 и части второй пункта 4 статьи 161, части второй пункта 1 статьи 178, части второй пункта 1 статьи 194, части второй пункта 1 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что в 2022/2023 учебном году:

1.1. по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания в виде выпускного экзамена:

1.1.1. проводятся в основные сроки – с 1 по 9 июня 2023 г., в иные сроки – с 21 по 25 августа 2023 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, специального образования на уровне общего среднего образования, по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме; «Русский язык» – изложение в письменной форме; «Математика» – контрольная работа в письменной форме; «История Беларуси» – по билетам в устной форме;

1.1.2. для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями                               зрения,        трудностями        в обучении,       осваивающих        содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык»; «Русский язык»; «Математика»; «История Беларуси»;

1.1.3. для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося); «Математика»;

«История Беларуси»;

1.2. по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания:

1.2.1. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме:

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 14 мая 2023 г., резервные дни 23 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2023 г.;

по     учебным     предметам      «Физика»,     «Математика»,       «Химия»,     «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История      Беларуси»,                  «Всемирная       история»           (новейшее      время),      «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 21 мая 2023 г., резервные дни 25 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 23 августа 2023 г.;

 

1

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2022, 8/39237

 

1.2.2. для    учащихся,     осваивающих       содержание    образовательной     программы специального образования на уровне общего среднего образования, за исключением учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта;

1.2.3. для учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта;

1.3. для    учащихся     гимназии –       колледжа    искусств     по завершении     обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором–пятом подпункта 1.1.1 и в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме;

1.4. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений                             уголовно-исполнительной           системы Министерства                           внутренних                             дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под                          стражей в исправительном учреждении, итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена.

Выпускной экзамен по учебным предметам проводится в основные сроки – с 1 по 9 июня 2023 г., в иные сроки – с 21 по 25 августа 2023 г. в следующих формах:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;

«Математика» – контрольная работа в письменной форме;

по иным учебным предметам (по выбору учащегося) по билетам в устной форме;

1.5. для учащихся, курсантов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического                                                           образования     и среднего    специального    образования итоговые испытания проводятся в виде выпускного экзамена по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;

«Математика» – контрольная работа в письменной форме.

  1. Настоящее постановление вступает       в силу     после      его      официального опубликования.

 

Министр                                                                                                                           А.И.Иванец

 

 

свернуть

Рекомендации учащимся по подготовке к централизованному тестированию

развернуть

Рекомендации психолога по подготовке к ЦТ

Рекомендации учащимся

по подготовке к централизованному тестированию

 

Первый способ - усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными педагогами, выполнение самостоятельных работ, то есть добросовестно изучать предмет в учреждении образования и на дополнительных занятиях. Без минимальных знаний не будет положительной оценки, не рассчитывайте на случай или удачу (это не спортлото).

 

Второй способ улучшения тестового балла. Это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся. Это справедливо и для тестирования.

Статистика доказывает, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые.

Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка и тренировка в выполнении тестов позволяет повысить тестовый балл на целых 10 очков по 100-балльной шкале. Это дает возможность абитуриенту, прошедшему подобную подготовку уверенно идти на централизованное тестирование.

Подобную тренировку Вы можете пройти на репетиционном тестировании!

 

Для того чтобы улучшить тестовый балл, прежде всего надо избавиться от страха перед тестами.

Одна из причин тестофобии — страха перед тестами — известна точно. Она основывается на представлении, что результат по тесту — что-то вроде «пожизненного диагноза» или приговора. Но это ошибочное представление! Особенно по отношению к тестам, измеряющим достижения, в частности, к тестам на общеобразовательные знания:

чем раньше выявлены пробелы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.

Существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!

Первый из этих способов — усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, т.е. весь комплекс необходимой учебной работы. В общем, добросовестно изучать предмет в школе и на дополнительных занятиях.

Второй способ улучшения тестового балла — это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся.

Приведем несколько наиболее прямых и универсальных рецептов стратегии

подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам.

Тренируйтесь! Перед официальным соревнованием, централизованным тестированием, следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам другой многообразный опыт — самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.

 

Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, достаточно сложно.

 

Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, т. е. следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.

 

Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь, глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряв на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо изучен.

 

Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).

 

Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1—2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные — подходящими с равной вероятностью, то в этом случае верным будет не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных. Путем такой тактики вы получите больше очков.

 

Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект — забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

 

Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по «первым словам» и достраивать концовки в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки (в самых легких вопросах).

 

Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто или почти никто не должен выполнить все 100 % заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок.

 

Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по «первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас («своих») заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить.

 

Организация самоподготовки к централизованному тестированию

 

(Из материалов пособия «Централизованное тестирование: Инструкции. Рекомендации. Тесты» УО «Республиканский институт контроля знаний»)

 

  •    Начиная подготовку к централизованному тестированию, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать — пока не устали, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.
  •    Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. занятий, затем 10 мин. — перерыв.
  •     Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.
  •     В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
  •   При подготовке к централизованному тестированию полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.
  •     Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу — любому, кто может выслушать. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
  •    Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить все, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь, и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.
  •   Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам) — в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
  •    Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.
  •    Черновик надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги. Все, что можно, вычисляйте в уме. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешном тестировании.
  •   Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Лягте спать раньше обычного времени, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.

  

Некоторые особенности запоминания:

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. 3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

Условия поддержания работоспособности:

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20—30 мин. отвести взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

 

Как вести себя на тестировании

1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.

2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению педагогического теста.

3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на централизованном тестировании — это время.

 

Советы психолога по подготовке и прохождению ЦТ

 

 

Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.

Централизованное тестирование (ЦТ) рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.

Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированию, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.

 

Особенности процедуры централизованного тестирования:

 

  • Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
  • Во время ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
  • ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
  • ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
  • Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.
  • Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.

·        Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.

  • Процедура ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
  • Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.

Правила подготовки к экзаменам:

 

  1. Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
  2. Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
  3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
  4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
  5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
  6. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
  7. Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
  • Тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
  • Тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени).
  1. Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
  2. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
  3. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
  4. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
  5. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
  • Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
  • В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 минуты.
  • Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
  • Использовать смехотерапию.
  • Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

13. Заботиться о своем здоровье:

  • Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).
  • Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
  • Отдыхать на природе.

 

Накануне экзамена:

 

  1. Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
  2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал (ручки).
  3. Подготовить все необходимое, одежду.
  4. Настроиться на успех (все будет хорошо).
  5. Хорошо выспаться.
  6. Утром – проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.
  7. Рассчитать время, придти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).

На экзамене:

 

  1. Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).
  2. Осмотреться и успокоиться.
  3. Сконцентрироваться:
  • Мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;
  • Сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);
  • Сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);
  • Провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
  1. Контролировать время, распределив свою работу.
  2. Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
  3. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (не является).
  4. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно - ?, средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся - выбери тот, что ближе).
  5. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
  6. Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.

  

Будь уверен в себе – и ты справишься!

свернуть

Количество тестовых заданий по учебным предметам и время, отведенное на их выполнение, на централизованном тестировании

развернуть

Количество тестовых заданий по учебным предметам и время, отведенное на их выполнение, на централизованном тестировании

 

№ п/п

Учебный предмет

Количество заданий

Время

часть А

часть В

всего

1

Белорусский язык

30

10

40

120

2

Русский язык

30

10

40

120

3

Физика

20

12

32

210

4

Математика

20

12

32

210

5

Химия

38

12

50

150

6

Биология

38

12

50

120

7

Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

48

12

60

120

8

История Беларуси

38

12

50

90

9

Всемирная история (новейшее время)

38

12

50

90

10

Обществоведение

38

12

50

90

11

География

38

12

50

90

свернуть

Советы психолога учащимся, сдающим экзамены

развернуть

Советы психолога учащимся, сдающим экзамены

 

Китайская мудрость гласит: «К вершине горы ведут разные тропинки». Поэтому пусть советы, которые мы предлагаем Вашему вниманию, помогут открыть для Вас новые горизонты Вашего успеха!

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации.

Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

Советы психолога учащимся, сдающим экзамены:

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Можно использовать некоторые методы, чтобы совладать со стрессом:

Экзаменов боятся все. Первое желание - наглотаться успокаивающих. Но валерьянка, валокордин, не говоря уж о более серьезных средствах, успокаивают не только нервы. Они затормаживают все процессы в организме. В тот момент, когда мозг должен был бы работать на максимальной скорости, он будет ленив. Результат - полное спокойствие при оглашении провального балла за экзамен.

Во-первых, вы можете прокрутить весь экзамен у себя в мозгу. Вот вы успокоились, входите в аудиторию, там вы в спокойном состоянии отвечаете на все вопросы. "Прожив" это в голове, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее.

Во-вторых, учите больше, чем требуется, и дольше, чем вам кажется необходимым. У вас должен остаться некоторый запас, который на экзамене поможет легче вспомнить материал и почувствовать больше уверенности в себе.

В-третьих, вы можете успокоиться непосредственно перед входом в аудиторию. Прекратите волнительные панические разговоры с товарищами и вспомните и воспроизведите в мозгу что-то приятное и спокойное, не относящееся к экзамену.

Если вы что-то забыли на экзамене, попытайтесь вспомнить это, используя свободные ассоциации. Запишите первое, что придет на ум по этой теме. Эти слова помогут вам выудить и другие и в конце концов вы сможете извлечь из мозга ответ на ваш вопрос.

Рекомендации по заучиванию материала

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

 

  1. Начинайте готовиться к экзаменам заранее - за месяц-два до окончания учебного года, ежедневно уделяя этому занятию от получаса до нескольких часов.
  2. Заблаговременно составьте план подготовки к экзаменам и следуйте этому плану.
  3. Готовясь к устным экзаменам, старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
  4. Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную, Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать.
  5. Старайтесь не допускать мыслей о провале на экзамене, неверия в свои силы, а также состояний беспокойства и тревоги. Для того чтобы избавиться от навязчивых страхов и мыслей о провале нужно сосредоточиться на положительном образе, предварительно построив его. Так, после пробуждения утром и перед засыпанием вечером, а также один или несколько раз днем сосредоточьтесь и вообразите себя в обстановке заданного экзамена. Постарайтесь в воображении увидеть и почувствовать доброжелательных, приветливых экзаменаторов, добрых и уверенных одноклассников, себя в состоянии спокойствия, комфорта, полной уверенности, собранности и энергии. Воспроизводя этот образ, делайте его каждый раз все более ярким и жизненным, И каждый раз сознательно или случайно вспоминая об экзамене, старайтесь переживать по этому поводу только положительные состояния, заложенные в вышеописанный мыслеобраз.
  6. Для успешной сдачи экзаменов, как и для выполнения любого ответственного дела необходимо обладать большим потенциалом энергии. Когда потенциал энергии большой, то человек чувствует бодрость, внутреннюю легкость и раскрепощенность, живость, собранность, желание действовать, прилагать усилия, терпеливость и выносливость. Чтобы в процессе подготовки к экзаменам энергетический потенциал не понизился, а, может быть, даже возрос, необходимо соблюдать некоторые правила: а) хорошо высыпаться, особенно в ночь перед экзаменом - для этого стараться ложиться спать не позже двенадцати ночи и вставать не позже девяти утра; б) учебные занятия чередовать с физическими упражнениями, прогулками, работой, играми на свежем воздухе; в) избегать ссор, конфликтов, выяснения отношений и других стрессов; г) не злоупотреблять жирной, мясной, мучной и сладкой пищей, также крепким чаем, кофе, а особенно табаком и алкоголем.
  7. Не поддавайтесь искушению осуществлять подготовку к экзамену на речке, озере, в лесу или в поле, загорая, потому что в непривычных условиях качество подготовки будет гораздо ниже обычного.
  8. За предыдущие годы учёбы у вас, возможно, уже накопился опыт в сдаче экзаменов. Не нарушайте его и сейчас.
  9. Чтобы наиболее эффективно использовать время, отводимое на подготовку к экзаменам, полезно заранее составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10 часов в день.
  10. Желательно заставить себя просыпаться пораньше и посвящать ранние часы учёбе. Учёные утверждают, что легче всего отчаянно сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 часов и с 17-18.
  11. Для хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз. Но каждое повторение должно отличаться:
  • Первый просмотр материала – общая ориентировка;
  • Выявление основных идей текста;
  • Повторение наиболее существенных фактов;
  • Составление плана и повторение по нему.
  1. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один вопрос из ста, то попадётся именно он.
  2. Поспите хотя бы один час днём.
  3. Желательно утром до подготовки бывать 30-40 минут на свежем воздухе.
  4. Не маловажную роль играет правильное питание.
  5. Главное – это подготовить себя морально к освоению большого количества материала.

Следуя выше перечисленным советам, вы сможете облегчить себе подготовку к экзаменам.

Желаем удачи!!!!!

свернуть

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ  ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО  ТЕСТИРОВАНИЯ 

развернуть

ПАМЯТКА

УЧАСТНИКУ  ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО  ТЕСТИРОВАНИЯ 

 

  1. Общие положения

1.1. Пропуск для участия в централизованном тестировании (далее – ЦТ) считается зарегистрированным, если на нем имеется печать учреждения, определенного пунктом проведения ЦТ, подпись уполномоченного представителя пункта регистрации и указан регистрационный номер. В случае утери пропуска выдается дубликат.

1.2Абитуриент ИМЕЕТ ПРАВО:

зарегистрироваться для участия в ЦТ не более чем по трем учебным предметам: по белорусскому или русскому языку (по выбору) и по двум предметам в соответствии с профилем (направлением) специальности;

сдать пропуск или обменять его на пропуск по другому учебному предмету до окончания срока регистрации;

пользоваться только на  ЦТ по химии и физике  непрограммируемым калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации, имеет исключительно однострочный  цифровой дисплей (не допускающий отображения графической информации) и способен осуществлять основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, вычисление квадратного корня);

делать замечания (в ходе ЦТ) по содержанию тестов.

1.3. Абитуриент, не явившийся на  ЦТ по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию в  ЦТ и подтвержденные документально), проходит его в резервный день, предварительно перерегистрировавшись в установленный период в одном из пунктов, обеспечивающих регистрацию для участия в  ЦТ в резервный день (Брестский государственный технический университет, Витебский государственный технологический университет, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы,  Белорусско-Российский университет, Белорусский государственный университет).

1.4. Абитуриент прибывает в пункт тестирования не позднее чем за 30 минут до начала ЦТ, имея при себе зарегистрированный пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справку, выдаваемую в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на  ЦТ по физике и химии).

Абитуриент, прибывший на  ЦТ после вскрытия пакета с педагогическими тестами, в аудиторию не допускается.

При получении экзаменационных материалов абитуриент обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Абитуриент обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента получения до передачи организаторам.

1.5. Абитуриенту ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦТ, любые предметы и документы, кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета; 

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, использовать помощь других лиц при выполнении тестовых заданий.

Абитуриент, нарушающий требования, отстраняется от участия в  ЦТ по данному учебному предмету.

  1. Правила заполнения бланка ответов

2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.

2.2. Информация в бланк ответов вписывается только в специально определенные поля. Каждое поле бланка ответов заполняется, начиная с первой клеточки. Оставшиеся свободными клеточки поля заполнять не следует. Не делайте прочерков.

2.3. Цифры и буквы вписываются в поля бланка ответов  в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов или инструкции к тесту.

2.4. Бланк ответов заполняется только черными чернилами.

2.5. Фамилия, имя, отчество вписываются согласно документу, удостоверяющему личность, на том языке (белорусском или русском), на котором абитуриент зарегистрировался. Подпись абитуриента не должна выходить за линии ограничительной рамки.

2.6. Нельзя исправлять метку графическим способом (заштриховывать), замазывать корректирующей жидкостью.

2.7. Область ответов на задания части А состоит из горизонтального ряда номеров заданий теста. Под каждым номером задания расположен вертикальный столбик из пяти клеточек. Для внесения ответа, который абитуриент считает правильным, под номером задания он должен поставить метку в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. При заполнении области ответов на задания части А следует строго соблюдать инструкции, приведенные в тесте (ко всем заданиям, группе или отдельным заданиям).

Ответы на задания части В необходимо записывать справа от номера тестового задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на тестовые задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клеточку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без дефиса, пробела или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеточек в поле ответа, то вторую часть слова можно писать плотнее, с меньшим расстоянием между буквами (не соблюдая попадания в клеточки). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Запрещается записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и др.), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Запрещается использовать экзаменационные материалы для рабочих записей.

Недопустимо использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов.

2.8. Отмена ошибочных меток выполняется в полях «Отмена ошибочных меток». Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо отменить метку ошибочно выбранного ответа и поставить другую метку в нужной клеточке, соответствующей данному заданию. Отмена одной метки осуществляется заполнением одного поля в области «Отмена ошибочных меток». В поле «Вопрос» указывается номер задания с ошибочно выбранным ответом, затем в поле «Метка» указывается порядковый номер ошибочно поставленной метки. Если для записи номера задания нужна только одна цифра, то вторая клеточка поля «Вопрос» остается пустой. Для одного задания можно отменить несколько ошибочных меток, используя для отмены каждой метки новое поле. Отменить можно не более шести ошибочных меток во всех  заданиях части А. Поэтому ставить метку нужно только после окончательного выбора правильного ответа в задании.

Замена ошибочных кратких ответов в  заданиях части В и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ. Заменить можно не более двух ошибочных ответов.

2.9. При сдаче заполненного бланка ответов и других экзаменационных материалов абитуриент предъявляет лицу, обеспечивающему проведение  ЦТ в аудитории, свой пропуск, на котором ставится отметка «Централизованное тестирование прошел(-ла)».

  1. Результаты централизованного тестирования

3.1. Претензии к результатам  ЦТ по причине нарушения абитуриентом порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются.

3.2. Информацию о результатах ЦТ можно получить на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» по адресу: www.rikc.by 

УО РИКЗ обеспечивает оперативное информирование о результатах ЦТ посредством мобильной связи с использованием SMS-запросов на номер 5050. Услуга реализована в виде интерактивного сервиса SMS-подписки и доступна для абонентов VELCOM, MTC, DIALLOG, LIFE. Данная услуга платная.

3.3 Сертификат выдается только в обмен на зарегистрированный пропуск с отметкой «Централизованное тестирование прошел(-ла)» при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с которым абитуриент проходил  ЦТ и номер которого будет указан в сертификате.    

3.4.  В случае использования ненормативной лексики и иного умышленного нарушения установленного порядка заполнения абитуриентом бланка ответов на основании решения комиссии РИКЗ данные бланки ответов не подлежат обработке. Абитуриентам, допустившим данный вид нарушения, сертификат не выдается.

Желаем успехов!

свернуть

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТОВ

развернуть

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТОВ

 

 

 

Согласно п. 74 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 714 от 06.06.2006 (далее – Положение), абитуриент в пункте, в котором проходил централизованное тестирование (далее – ЦТ), получает сертификат под подпись в ведомости выдачи сертификатов централизованного тестирования при предъявлении:

- документа, удостоверяющего личность;

- документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании, или диплом о профессионально-техническом образовании, или диплом о среднем специальном образовании);

- пропуска с отметкой «Тестирование прошел».

Пропуск изымается.

     В соответствии с п. 74-1 Положения в случае невозможности личного получения абитуриентом сертификата по уважительной причине (заболевание, участие в международных конкурсах и соревнованиях, служебная командировка или иные не зависящие от абитуриента обстоятельства, подтвержденные документально) сертификат могут получить законные представители несовершеннолетних абитуриентов либо представители абитуриентов.

Для получения сертификата законным представителем несовершеннолетнего абитуриента представляются:

- документ, удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий статус законного представителя;

- копия документа, удостоверяющего личность абитуриента, заверенная нотариально;

копия документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании, или

- диплом о профессионально-техническом образовании, или диплом о среднем специальном образовании).

Для получения сертификата представителем абитуриента представляются:

- документ, удостоверяющий личность;

- доверенность, оформленная в порядке, установленном гражданским

законодательством;

- копия документа, удостоверяющего личность абитуриента, заверенная нотариально;

- копия документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании, или диплом о профессионально-техническом образовании, или диплом о среднем специальном образовании).

В соответствии с п. 78 Положения не выданные абитуриентам сертификаты хранятся в пунктах проведения централизованного тестирования до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором было проведено централизованное тестирование, по результатам которого выдан сертификат.

ПОРЯДОК ЗАМЕНЫ СЕРТИФИКАТОВ

 

     В соответствии с п. 76 Положения сертификат с неверными данными абитуриента подлежит замене. В случае замены документа, удостоверяющего личность, в период между датой регистрации в качестве абитуриента и датой выдачи сертификата сертификат оформляется в соответствии с данными нового документа, удостоверяющего личность.

          В РИКЗ необходимо предоставить:

При замене документа, удостоверяющего личность (паспорта, или вида на жительство, или удостоверения беженца):

1) справку из УВД о замене документа, удостоверяющего личность, или ксерокопию замененного документа;

2) новый паспорт, или вид на жительство, или удостоверение беженца;

3) ксерокопию

    - трёх последних страниц нового паспорта;

    - четырёх последних страниц нового вида на жительство;

    - 1–2; 15–16 страниц нового удостоверения беженца;

4) сертификат, подлежащий замене;

5) заявление на имя директора РИКЗ

 При допущенных в сертификате ошибках:

 1) паспорт, или вид на жительство, или удостоверение беженца;

2) ксерокопию

- трёх последних страниц паспорта;

- четырёх последних страниц вида на жительство;

- 1–2; 15–16 страниц удостоверения беженца;

3) сертификат, подлежащий замене;

4) заявление на имя директора РИКЗ. 

 В соответствии с п. 77 Положения РИКЗ оформляет дубликат сертификата в случае:

 - утраты сертификата;

- приведения в негодность сертификата в случае полной или частичной утраты сведений, содержащихся в нем.

 Для получения дубликата сертификата в РИКЗ представляются следующие документы:

 - заявление с указанием причины выдачи дубликата сертификата;

- копия документа, удостоверяющего личность;

- копия документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании, или диплом о профессионально-техническом образовании, или диплом о среднем специальном образовании);

- пришедший в негодность сертификат – в случае, если сертификат пришел в негодность.

 При утрате сертификата:

 1) паспорт, или вид на жительство, или удостоверение беженца;

2) ксерокопию

- трёх последних страниц паспорта;

- четырёх последних страниц вида на жительство;

- 1–2; 15–16 страниц удостоверения беженца;

- документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании, или диплом о профессионально-техническом образовании, или диплом о среднем специальном образовании);

3) заявление на имя директора РИКЗ с указанием причины предоставления дубликата сертификата; 

4) объявление об утрате сертификата, опубликованное в газете.

 При приведении в негодность сертификата:

 1) паспорт, или вид на жительство, или удостоверение беженца;

2) ксерокопию

- трёх последних страниц паспорта;

- четырёх последних страниц вида на жительство;

- 1–2; 15–16 страниц удостоверения беженца;

- документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании, или диплом о профессионально-техническом образовании, или диплом о среднем специальном образовании);

3) заявление на имя директора РИКЗ с указанием причины предоставления дубликата сертификата; Скачать .docx

4) пришедший в негодность сертификат.

 Для сверки копий документов предъявляются их оригиналы.

 Дубликаты сертификатов оформляются в течение пяти календарных дней с даты подачи заявления на бланках установленного образца с отметкой «Дубликат» в правом верхнем углу и действительны до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором было проведено централизованное тестирование, по результатам которого выдан сертификат.

В случае невозможности личного получения абитуриентами дубликата сертификата по уважительной причине (заболевание, участие в международных конкурсах и соревнованиях, служебная командировка или иные не зависящие от абитуриента обстоятельства, подтвержденные документально) дубликат сертификата могут получить законные представители несовершеннолетних абитуриентов или представители абитуриентов.

Для получения дубликата сертификата законным представителем несовершеннолетнего абитуриента представляются документы, указанные выше.

Для получения дубликата сертификата представителем абитуриента представляются документы, указанные выше.

Сертификаты с повреждениями, не влекущими утрату содержащихся в них сведений, при отсутствии повреждения текста, печати и подписи, замене не подлежат.

свернуть

Порядок заполнения бланка ответов

развернуть

Порядок заполнения бланка ответов

 

Поля, заполняемые абитуриентом по указанию ответственного организатора в аудитории (табл. 1, 2):

Таблица 1

Код пункта тестирования:

 

Корпус:

 

Номер аудитории:

 

 

Таблица 2

 Предмет

Код предмета

Сокращенное название предмета на русском языке

Русский язык

01

РУС

Белорусский язык

02

БЕЛ

Физика

03

ФИЗ

Математика

04

МАТ

Химия

05

ХИМ

Биология

06

БИО

Английский язык

07

АНГ

Немецкий язык

08

НЕМ

Испанский язык

09

ИСП

Французский язык

10

ФРА

История Беларуси

11

ИСТ

Обществоведение

12

ОБЩ

География

13

ГЕО

Всемирная история (новейшее время)

14

ВИС

Китайский язык

15

КИТ

Поля, заполняемые абитуриентом самостоятельно (табл. 3):

Таблица 3

Фамилия,

имя,

отчество

Указывается информация из документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Серия

Указывается серия документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Номер

Указывается номер документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Дата

Указывается дата проведения централизованного тестирования

Подпись

Абитуриент ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Подпись абитуриента на бланке ответов не должна выходить за линии ограничительной рамки (окошка)

 

Область ответов состоит из части А и части В.

Область ответов части А включает два поля.

Поле I (рис. 3) – горизонтальный ряд номеров тестовых заданий, под каждым из которых расположены вертикальные столбики из пяти клеточек для обозначения меткой выбранного ответа. 

В одном тестовом задании можно отменить несколько ошибочных меток. Всего можно отменить не более шести ошибочных меток. Для отмены ошибочной метки необходимо:

  • указать номер тестового задания (см. рис. 4, сноска 1) и номер ошибочной метки (см. рис. 4, сноска 2);
  • поставить метку в нужной клеточке столбика тестового задания (см. рис. 3).

Область ответов части В включает два поля.

Поле I (рис. 5) – область для записи ответов на задания. 

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), которые определяются условием тестового задания. Ответ, в котором абитуриент допустил орфографические ошибки, не засчитывается как правильный.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны).

Поле II (рис. 6) – область замены ошибочных ответов на задания (часть В). 

свернуть

Что нужно знать при трудоустройстве

развернуть

Есть работа? Что нужно знать при трудоустройстве

 

- В целях исключения случаев нарушений либо ошибок при трудоустройстве граждан рекомендуем соискателям следующие советы:

1) с работником должен быть заключен письменный трудовой договор независимо от вида: трудовой договор на неопределенный срок, контракт, срочный трудовой договор - в двух экземплярах. Устная форма трудового договора не применяется в республике с 2000 года;

2) внимательно читайте трудовой договор (контракт). Даже при самом мелком шрифте трудовой договор (контракт) не может быть изложен на 1-2 страницах. Содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).

Так, в нем должны быть указаны сведения о нанимателе и работнике, трудовая функция (работа по профессии (должности)), условия оплаты труда, включая конкретные дни выплаты заработной платы, режим труда и отдыха, основные права и обязанности работника и нанимателя, срок трудового договора при заключении контракта или срочного трудового договора, продолжительность трудового отпуска и другие сведения. Дополнительные условия, включенные в трудовой договор, не должны ухудшать положение работника по сравнению с законодательством и коллективным договором.

На что обратить внимание

1) если в трудовом договоре (контракте) подробно не изложена трудовая функция, то к нему должна прилагаться должностная (рабочая) инструкция, которая является частью трудового договора (контракта). Таким образом, прежде чем заключить трудовой договор, работнику следует ознакомиться с должностной (рабочей) инструкцией;

2) наименование профессии или должности должно соответствовать квалификационным справочникам (Единому тарифно-квалификационному справочнику профессий (ЕТКС) или Единому квалификационному справочнику должностей служащих (ЕКСД) соответственно);

3) в трудовом договоре (контракте) размер тарифной ставки (оклада) указывается цифрами. Отсылка к штатному расписанию не допускается. Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (например, надбавки, доплаты, премия) могут указываться как отсылочная норма к локальным нормативным правовым актам нанимателя, с которыми наниматель обязан ознакомить работника при приеме на работу под подпись;

4) в трудовом договоре (контракте) может быть установлено условие о предварительном испытании, срок которого не может превышать трех месяцев. Такое условие трудового договора (контракта) позволяет обеим сторонам – нанимателю и работнику – в течение срока предварительного испытания принять решение о продолжении трудовых отношений на срок заключенного трудового договора (контракта). Если наниматель не выполняет условия трудового договора, то работник вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием без объяснения причин, уведомив нанимателя об этом за 3 дня либо в день истечения срока предварительного испытания;

5) при приеме на работу наниматель должен потребовать от гражданина, а гражданин - представить документы, необходимые при трудоустройстве и перечисленные в статье 26 ТК;

6) при заключении работником с нанимателем контракта в нем в обязательном порядке должны быть предусмотрены дополнительные меры стимулирования труда: повышение тарифной ставки (оклада) до 50 процентов и дополнительный поощрительный отпуск продолжительностью до 5 календарных дней включительно;

7) при приеме на работу наниматель должен ознакомить работника с приказом (распоряжением) о приеме на работу, локальными нормативными правовыми актами (правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, положением об оплате труда и премировании и др.), выдать работнику второй экземпляр трудового договора (контракта);

8) трудовой договор (контракт) может быть изменен только с согласия сторон, за исключением случаев изменения существенных условий труда в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 32 ТК;

9) наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (в частности при временном переводе в связи с производственной необходимостью (статья 33 ТК), в связи с простоем (статья 43 ТК)).

Оплата труда

Государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, является минимальная заработная плата, которая устанавливается ежегодно с 1 января Правительством Республики Беларусь. С 1 января 2016 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 2 300 000 рублей. При этом минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации. Размер месячной минимальной заработной платы с учетом индексации ежемесячно публикуется на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в разделе «Оплата труда».

Отстоять права

В статье 16 ТК предусмотрены категории граждан, для которых запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. По требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить указанных в части 1 статьи 16 ТК граждан о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде по месту нахождения нанимателя.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.

В случае каких-либо нарушений, связанных с трудовыми отношениями, работники вправе обращаться за восстановлением нарушенных прав в комиссии по трудовым спорам, созданные в организациях, и (или) суд по месту нахождения нанимателя. Также не исключается возможность обращения работников в территориальные подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту нахождения нанимателя.

свернуть