10 шагов к психологической стабильности
Как противостоять панической атаке
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Березинская гимназия
СОВЕТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Зачем человеку общение?
Общительный человек смело шагает навстречу людям. Если у тебя доброе
сердце, чистая душа, пытливый ум и здоровая любознательность – интересные
встречи и море событий обязательно произойдут. Общительность пополнит твой
жизненный багаж новыми знакомствами и полезными делами. Возможно, деловые
встречи покажутся тебе менее интересными и более скучными, но зачастую именно
они приносят осознание собственной значимости. Разве ты бы открыл в себе
математические способности или, например, музыкальный дар, отказавшись
ходить в школу. Ведь именно учитель, общаясь с тобой, выявляет твои способности,
помогает развивать их. Также, огромное значение в жизни человека имеет общение
с родителями. Разговаривай почаще со своими родителями, сообщай им новости
твоей жизни. Старайся не обманывать родителей. Тайное всё равно становится
явным. Чаще всего родительский запрет оказывается правильным решением.
Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено всё! Возвращение
домой к определенному времени – это способ оградить тебя от неприятностей, то
есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, родители же
волнуются.
И всё - таки чаще, чем со взрослыми, тебе приходится иметь дело со
своими ровесниками. Общение с ними составляет важнейшую часть твоей
школьной жизни.
Но всегда ли оно бывает радостным? Многое зависит от того, как ты умеешь
строить свои отношения с ребятами. Советы:
1) Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого
человека.
2) Помни, каждый достоин уважения, так как он – человек.
3) Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нём хорошее.
4) Не замечай мелкие недостатки товарищей. Ты тоже не идеален.
5) Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто- то
иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
6) И последнее, старайся участвовать во всех делах класса, во внеклассных
мероприятиях - это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в
коллективе.
Что такое гнев и агрессия и как с ними бороться.
Гнев – это, прежде всего результат неумения справится с самим собой.
Окружающий мир и люди в нём не всегда соответствуют нашим требованиям и
желаниям. Мы пытаемся изменить это. Если не удается – мы гневаемся. Но от
нашего гнева, как правило, ничего не меняется, разве что ещё больше ухудшается
настроение. Мы становимся агрессивными. Что такое агрессия? Очень часто в
детском и подростковом возрасте, человек сердится на самого себя. И чаще всего
зря.
Вам кажется, что вы должны быть сильнее, выносливее, более умелыми и умными.
Конечно, стремиться к лучшему – это нормально, однако, не следует забывать, что
ваши рост и развитие организма ещё не закончились, и должно пройти время,
прежде чем вы овладеете какими – то нужными навыками. И не стоит на себя за это
сердиться. Но уже сейчас вы можете научиться некоторым упражнениям, которые
помогут вам владеть собой в трудных жизненных ситуациях, не поддаваться
сиюминутным приступам гнева, снижать агрессивность. Можно сделать
упражнение. Оно очень простое и короткое. Положите ладонь на стол и попробуйте
согнуть указательный палец. Причем так, чтобы согнулся только он, и в этот момент
не работали другие пальцы. Если не получается, не расстраивайтесь, для того чтобы
овладеть этим на первый взгляд нехитрым упражнением, нужно потратить
некоторое время. Только тогда ваше тело останется совершенно спокойным при
сгибании одного-единственного пальца. Повторяйте это упражнение в своё
свободное время и попробуйте во время этого почувствовать, какие именно мышцы
были включены в работу.
Умение прислушиваться к своим движениям – начало работы по освоению власти
над самим собой. Не кулаки и бранные слова у владеющего собой человека
управляют его жизнью, а, наоборот, он сам может отдать любой приказ своему телу.
Стресс - Как поддержать своё здоровье.
Ведь известно, что если человек болен, ему труднее противостоять сложным
жизненным ситуациям, он становится более конфликтным в отношении с
окружающими. Поэтому поддержание хорошего здоровья – не только физического,
но и психического будет способствовать лучшему усвоению знаний и хорошим
отношениям в коллективе. Какие психологические факторы следует учитывать,
чтобы по возможности нормализовать негативную реакцию своего организма на
сегодняшнююнапряженную и сложную жизнь? Назовём лишь некоторые из них:
- информационные перегрузки. Это типичная причина плохого самочувствия,
раздражительности, бессонницы. Необходимо оценить объём и
значимостьинформации, которую ты получаешь, играя за компьютером по
нескольку часов в день, просматривая телепередачи до полуночи.
- недостаточность ночного сна. Известно, что треть своей жизни человек тратит на
сон. Следовательно, очень важно обеспечить себе здоровый сон. Спать необходимо
на ровной, достаточно жесткой, с невысокой подушкой постели. Перед сном
желательна прогулка на свежем воздухе. В течение двух часов перед сном
лучше избегать большой интеллектуальной и эмоциональной нагрузки.
- следующий фактор- это низкая двигательная активность, отсутствие занятий
физкультурой и спортом. Все вы это знаете, но мало у кого хватает силы воли
регулярно использовать такой способ повышения устойчивости к стрессам и
конфликтам.
- около 80 % информации об окружающем мире человек получает посредством
зрения. Звуковая информация также оказывает заметное влияние на психическое
состояние человека. Желательно избегать воздействия громких звуков: громкой
музыки, шумов двигателя, различных агрегатов и инструментов.
- За последние сто лет состояние среды обитания человека резко ухудшилось, что
также является одной из причин слабого физического и психического здоровья.
Поэтому надо стараться максимально приблизить свою среду обитания к
естественной: дома и в классе хорошо иметь больше комнатных растений, цвет
обоев и стен должен быть близок к природным, полезно завести аквариумных рыбок
или других животных.
И последнее… Для поддержания своего физического и психического здоровья
необходимо как можно чаще отдыхать на природе.
Ссора
Мы уже не раз говорили о том, что дружба – одно из самых больших богатств,
которые есть на Земле. Но не только приятные моменты бывают в дружбе, есть и
такие, о которых мы сегодня хотим поговорить – это ссоры.
С чего начинается ссора? Она может получиться из ничего. Для этого совсем
необязательно встретить на узкой дорожке злого недруга. И между друзьями могут
возникнуть серьёзные разногласия. Человечество в целом ссориться не любит. За
редким исключением. Ребята, которые специально ищут ссоры, встречаются не
часто. Встреч с ними всячески стараются избегать те люди, которые очень ценят
дружбу и хорошие отношения. Не позавидуешь тем, кто сеет вокруг себя ссоры и
раздоры. У этих ребят много проблем в жизни. Им нужно в первую очередь
разобраться в себе. Почему им так хочется спорить со всеми? Возможно, они
стремятся доказать своим друзьям, что знают всё на свете. Может быть, эти ребята
просто забыли, что у каждого человека есть своё мнение и свой вкус, что одним
людям нравится то, что может не нравится другим. И в этом споре не может быть
истины. Каждый будет прав, но только со своей точки зрения.
Как избежать ненужных ссор? Если ты не любитель поскандалить, то тебя
волнуют подобные вопросы. Ведь к ссоре нельзя быть готовым. Сколько раз друзья
расставались врагами после какого-нибудь спора. А если во время горячего спора
друзья начинают называть друг друга нехорошими бранными словами, то это уже
серьёзная ссора. После такого разговора трудно будет вернуться к дружеским
отношениям. В споре важно не увлекаться, тогда будет не так трудно следить за
своими словами. Тем более если друг разошёлся в споре не на шутку. Не нужно
отвечать той же монетой на злость. Вы оба будете потом жалеть об этом, но ничего
уже не исправишь.
Нужно научится уважать вкусы других людей, тогда и твоё мнение будут ценить.
Ребята, которые постоянно вызывают ссору, должны о многом задуматься. Им
нужно изменить своё поведение, научиться сдерживать порывы, держать свою точку
зрения при себе, пока она не заинтересует окружающих. Научиться быть терпимым
к другим не просто, но это – условие жизни в человеческом мире.
О режиме дня.
Тот, кто его соблюдает, воспитывает в себе силу воли, приучается к
дисциплине,ценит и чувствует время, контролирует свой день, даже не глядя на
часы.
Если установленный распорядок ничем не нарушается, режим становится
настолько привычным, что ты будешь следовать ему не только в будни, но и в
праздники, и даже в каникулы.
Итак, если ты учишься в первую смену, отдохни после школы часа два. За
Выполнение домашнего задания принимайся не позднее 16 часов. Если ты учишься
во вторую смену, не следует спать до обеда. Не нужно тратить на сон самое
продуктивное время дня. Составь себе расписание на каждый день и постарайся
строго следовать ему.
Тебе приходится много заниматься, и глаза, конечно, устают. Для сохранения
зрения очень большое значение имеет правильное освещение. Источник света- то
есть твоя настольная лампа – должна находиться слева от тебя, чуть спереди.
Лучше, если лампа будет прикрыта абажуром.
Домашние задания выполняй в определенной последовательности. Начни с того,
что потруднее. Сначала делай письменные уроки, а потом – устные. Чтобы не
переутомляться, через каждые полчаса делай перерыв. Перерыв используй для
того, чтобы сделать несколько гимнастических упражнений. В конце перерыва
умойся холодной водой.
Твой сон должен продолжаться не менее 9 часов. Помни: учеба будет успешной
только в том случае, если ты отлично себя чувствуешь.
В наши дни трудно обойтись без компьютера. Он есть у многих из вас. Что ж –
это не плохо, если ты соблюдаешь некоторые правила, которые помогут тебе
избежать вредных последствий излучения от экрана.
Помни, без перерыва за компьютером можно сидеть не больше 30 минут. А в
день общее время не должно превышать двух часов, так как переутомление
значительно снизит работоспособность. Ты будешь не способен
сконцентрироваться на чем-либо важном, повысится раздражительность.
Подумай сам, хочешь ли ты превратиться из жизнерадостного ребенка в
болезненного ворчуна? А ведь ты ещё столько интересного в жизни не узнал,
многому не научился! А всему виной будет твоё небрежное отношение к своему
здоровью.
Знаешь пословицу: « Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку
- пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Привычка к режиму
дня поможет тебе разумно распределять свои силы, не переутомляться,
чувствовать себя всегда свежим и здоровым.
Как начать учебный год
Ребята, быстро пролетели три летних месяца. Начался новый учебный год – пора
одевать строгие брюки и юбки, затягивать на шее галстуки и браться за ручки и
книжки. Но ещё так тепло на улице, и хочется погулять и пообщаться с друзьями.
Как всёуспеть?
Итак, что же нужно знать и делать для того, чтобы правильно распределить свое
время, никуда не опаздывать, предлагаем воспользоваться нашими
рекомендациями :
- наведи порядок на своем рабочем столе дома, незачем держать на нём ненужное
Чем потом отвлекаться на долгие бумажные раскопки, лучше уж сразу навести
порядок заранее.
- чтобы не спешить утром, собери и приготовь всё, что нужно с вечера. Не
позволяй мелочам вроде затерявшейся ручки или куда-то запропастившейся
тетради испортить тебе день. Приучай себя к автоматическим действиям перед
уходом из дома: проверить, взято ли всё необходимое.
- внимательно слушай. Это нужно для того, чтобы сразу четко уяснить: что, где,
когда и почему. Если тебе что- то не понятно, задавай вопросы сразу же. Запоздалые
уточнения займут гораздо больше времени.
- все самое важное, касающееся школы, записывай в дневник. Всю остальную
важную информацию – в блокнот. Это поможет восполнить отсутствие у тебя
феноменальной памяти.
- на свете существует множество дел, которые лично ты не сможешь переделать.«
Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота…» Учись выбирать самое
важное для себя, то чем ты будешь заниматься вне школы.
- не старайся установить рекорд скорости. Гораздо важнее довести начатое дело до
конца, не берись за серьёзную работу прежде, чем закончишь предыдущую. Секрет
соблюдения сроков широко известен: не откладывай дела на завтра. Немецкий
писатель Жан Поль советовал : « Ничего не откладывай на после, ибо после тебе
легче не будет». « Завтра» – это отговорка лентяев. Сегодня же планируй
ближайший день,учти при этом, что любая работа требует гораздо больше времени,
чем кажется на первый взгляд.
- также очень важно ответить на следующий вопрос: « Сколько времени ты
проводишь у телефона? Постарайся не увязать в разговорах. Чтобы не превратить
беседу в болтовню, сразу же уясни, зачем звонишь. То же самое, попробуй выяснить
это у позвонившего собеседника.
- и последнее… Давно известно, что никакую работу нельзя сделать быстро и
хорошо, если испытываешь к ней отвращение. Ты мог бы справиться с ней в 2-3 раза
быстрее, если не будешь сосредотачиваться на своих чувствах. Тебе вполне по
силам относиться спокойно и терпимо к своим необходимым обязанностям. Ведь
другого выхода у тебя нет, не так ли?
Как начать утро и настроиться на рабочий лад.
Почему мы хотим поговорить о начале рабочего дня? Ты сам уже, наверное,
заметил, Что с глупыми людьми общаться неинтересно. Поэтому, чтобы стать
таким же интересным, как мама и папа, старшие друзья, тебе нужно хорошо
учиться. Для этого
ты каждый день ходишь в школу. Твой школьный день можно смело назвать
рабочим днём, как у мамы и папы, в общем, как у взрослых.
А рабочий день совершенно необходимо начинать в хорошем настроении, чтобы он
успешно прошёл и принёс радость, исполнение желаний и планов. Для этого ты, по
известной примете, встаёшь с правой ноги. А почему именно так? Потому что
правая сторона считается положительной, как бы со знаком « + ». Поэтому встать с
правой ноги считается хорошей приметой, которая должна принести удачу. А ты
помнишь, что говорят о людях, которые приходят сердитые и ничего у них не
получается: « Не с той ноги встал, наверное». Но самое главное, конечно, встать с
хорошими мыслями. Давай разберёмся, какие же это мысли. Для этого вспоминаем
–
тебе нужно провести удачно день. В плохом настроении сделать это никак не
возможно. Тебя будят утром, хотя очень не хочется открывать глаза, настроение
портится, и жизнь начинает казаться мрачной и тяжелой штукой. Но ведь на самом
деле она светлая, весёлая и приятная. Для того чтобы она стала такой для тебя,
проснувшись, подумай: « Я встаю сегодня в хорошем настроении, и день
обязательно пройдет удачно. Все мои задумки исполнятся, мечты сбудутся. А если
случится что-то неприятное, я смогу разобраться, почему это произошло, и сумею
исправить ошибку. Я понимаю, что учёба – мой долг, она необходима и приносит
мне пользу. Поэтому я с радостью собираюсь и иду в школу». Нужные слова ты
можешь придумать сам, главное сохрани их добрый положительный смысл. Чтобы
закрепить положительный настрой, тебе нужно сделать то, что в плохом настроении
делается с большой неохотой. Это – зарядка, душ, уход за собой. Почитай журналы
и выбери несложные упражнения, действующие на мускулатуру всего тела.
Выполняй их по 3-4 раза, чтобы не устать, а стать бодрым. Потом смело иди в
душ. Чтобы не одеваться второпях, приготовь одежду вечером. Она должна быть
чистой и выглаженной. Чтобы день прошёл успешно, необходимо иметь
уверенность, что у тебя всё в порядке: и мысли, и физические силы, и одежда. Если
ты будешь вовремя ложиться спать, тебе будет легко вставать рано утром, и плохого
настроения не будет.
Ну вот, хороший настрой на день тебе обеспечен – и можно спокойно приниматься
за учёбу.
Как научиться жить среди людей.
Уметь общаться, уметь поддерживать со всеми ровные, добрые отношения,
получать удовольствие от встречи с другими людьми – это действительно
большое искусство. Начинать постигать его нужно как можно раньше. Ведь с
самого рождения ты находишься среди людей: мама, папа, бабушка и дедушка,
сестры и братья, потом воспитатель, учитель, друзья, школьные приятели… Ты
никогда не был в полном одиночестве. К кому – то ты испытываешь симпатию, с
кем-то крепко подружился. А кто-то, возможно, совсем не нравится тебе, и ты
стараешься держаться от этого человека подальше. Но тебя тоже как бы постоянно
оценивают со стороны. Именно поэтому нужно вдумчиво и бережно строить свои
отношения с людьми. Главное, всегда относись к людям так, как ты хочешь,
чтобы они относились к тебе. Не будь задирой и забиякой, развивай в себе
природное чувство такта и справедливости.
А знаешь ли ты, какой у тебя характер? Как он влияет на твоё поведение и
на отношение с людьми? Если тебе трудно разобраться в своём характере, то
попробуй научиться смотреть на себя со стороны. Если и это не получится, то
обратись за помощью к психологу. Уж он-то тебе поможет, не сомневайся. Хорошо,
если твой характер можно оценить на пять баллов. А что делать, если ты
обнаружил у себя ряд недостатков? Конечно, не стоит переживать, но лучше
вовремя заняться самовоспитанием. Известно, что получить хорошее воспитание
можно не
только в своей семье или в школе, но и путем самосовершенствования. Нужно
работать над собой – избавляться от недостатков, умножать достоинства. Это весьма
не просто, но если ты поставишь перед собой цель стать лучше, то непременно её
достигнешь. Первое условие самосовершенствования – уважительное отношение к
окружающим, и порой не имеет значение, кто рядом с тобой – твой ровесник или
человек значительно старше тебя. И, разумеется, твои хорошие манеры – это не
занавеска, за которой ты прячешь свою истинную натуру, нет, они должны быть
естественными. То есть ничего не надо из себя изображать, иначе ты произведешь
прямо противоположное впечатление на окружающих. В общем, будет гораздо
лучше, если ты не станешь никому подражать и просто почувствуешь, как
здорово всегда оставаться таким, какой ты есть на самом деле.
Зачем человеку нужны знания.
Мир, в котором всем нам приходится жить, расти, взрослеть, - огромен, сложен,
иногда даже опасен. Согласитесь, что вам придется многое узнать и многому
научиться, чтобы найти своё место в этом мире.
Через несколько лет каждому из вас нужно будет выбрать профессию. А сделать
это можно лишь в том случае, если хорошо подготовиться по всем предметам в
школе.
Тебе предстоит научиться общаться с людьми в самых разных ситуациях.
Наверняка уже сейчас у тебя возникают проблемы в отношениях со сверстниками,
а ведь их можно избежать. Для этого нужно уметь понимать людей. Будь
внимателен на уроках литературы и истории. Возможно, герои художественных
произведений и реально жившие герои своим примером подскажут тебе, как с
честью выйти из сложных ситуаций. Изучение родного и иностранного языка
поможет тебе лучше владеть своей речью и не теряться во время разговора.
Отличное знание языка позволяет людям расширять свой кругозор, учит ясно,
точно и остроумно выражать свои мысли. Тебе легче будет общаться со своими
сверстниками и налаживать отношения со взрослыми. Ботаника, биология, химия,
география откроют тебе тайны природы и её законы.
Или, вот такие ответы на вопросы: почему, если потереть расческу о волосы,
она начнёт притягивать к себе кусочки бумаги. А в небе перед дождем гремит гром
и сверкает молния. А почему, например, под лучами солнца небо голубое, а закат
красный?
Хочешь всё это узнать – изучай физику. Она рисует картину окружающего мира
во времени и пространстве. Но физика никак не может обойтись без математики.
Математика развивает мышление, воображение, умение понимать и мысленно
представлять расположение предметов в пространстве. Овладев физическими и
математическими знаниями, ты станешь более находчивым и сообразительным. Не
допускай пробелов в знании математики. Не стесняйся показаться непонятливым и
задавай вопросы сразу. Впрочем, это касается любого предмета, помни, что даже
самые умные люди не в силах понять всё с первого раза. Итак, чем больше ты
накапливаешь знаний, тем умнее ты становишься и тем лучше развивается твой
мозг. Знания, которые ты получаешь в школе, делают твою жизнь интересной и
насыщенной, а неученые сегодня никому нигде не нужны.
«Для чего и как изучать конфликты».
Вся история человечества, его интеллекта, культуры, морали есть
непрекращающаяся борьба, соперничество, конкуренция различных сил,
стремлений, идей. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно
сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель
оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить
окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А
окружающие – будь то родственники или те, с кем мы вместе учимся, полагают, что
вы сами виноваты в собственной неудаче. Возникает взаимное непонимание,
которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка напряжения и
конфликта.
В каждом из нас бьёт ключ жизненных противоречий. Нам свойственно не совсем
соглашаться, не всё принимать, быть чем – то неудовлетворенным. И это нормально.
Однако это внутреннее свойство становится вредоносным, если человек не умеет
регулировать свою конфликтность с людьми, если не может придать ей нормальную
форму, или не принципиален в своих противоречиях.
Значит, скажете вы, конфликт неизбежен? Вовсе нет. И не каждая конфликтная
ситуация, возникающая между людьми, завершится конфликтом. Конфликта не
стоит опасаться, если он служит источником развития личности, морально её
закаливает, способствует сплочению коллектива. Но следует избегать конфликта,
который разрушает отношения, вносит психологический дискомфорт, усиливает
замкнутость человека. Вот почему важно уметь предупреждать возникновение
нежелательных конфликтных ситуаций.
Уметь предупреждать конфликт – значит, обладать культурой общения, владеть
собой, выражать уважение к личности другого человека, использовать методы
воздействия на него. Ничто так не способствует устранению недоразумений, как
цивилизованное общение, включающее знание и владение навыками этикета,
установление и поддержание контакта, выработку стиля взаимоотношений
Попав в ситуацию сложного противоречия, важно вести себя социально
грамотно. Основываясь на переживаниях, конфликтная ситуация надолго сохраняет
неприятные впечатления. Поэтому важно управлять своим эмоциональным
состоянием, осуществлять контроль за своим поведением. Нужно быть всё время
настроенным на уравновешенность и устойчивость своей нервной системы. Можно
воспользоваться самонастроем на спокойствие. Для этого нужно расслабиться и
произнести с закрытыми глазами несколько мысленных фраз с настроем на
спокойствие, выдержку, самообладание. Почувствуйте, как к вам возвращается
уравновешенность. Вы становитесь более весёлыми и жизнерадостными. У вас
прекрасное самочувствие, физическая выносливость. Вам теперь нипочем никакие
эмоциональные нагрузки.
Советы школьного психолога родителям
Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе.
Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у
пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3
недели. Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они
считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три
дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее. С началом учебы коренным
образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько
хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким
требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно
быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому
человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить
про ребенка... В результате могут возникать различные трудности. У детей старше
10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут
испытывать и проблемы со здоровьем. Помогать ребенку втягиваться в учебный
процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно. Уже с середины
августа надо изменить режим дня – раньше ложиться спать и раньше вставать.
Причем бесполезно требовать от ребенка раньше отправляться в постель, если сами
родители засиживаются далеко за полночь. “Хорошо работает тот, кто хорошо (а
главное – правильно) отдыхает”. Активный отдых (особенно на свежем воздухе)
лучше всего помогает подготовиться к предстоящей учебе. Напротив, бесцельное
времяпрепровождение (если ребенку нечем заняться) может только еще больше
утомить его. Также нужно ограничить время просмотра телевизора и игры за
компьютером. За лето детская рука забывает, как писать, и скорость письма в начале
года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребенком
диктанты, лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки.
Разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Повторите
таблицу умножения. На лето ученикам, обычно, дают список литературы для чтения
– можно проверить, как ребенок справился с этим заданием. Покупка школьных
принадлежностей, одежды для школы – занятие, как правило, приятное и в тоже
время настраивающее на учебный лад. С началом учебного года первое время не
стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время
ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва
переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть
и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться
время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем.
Ребенок должен гулять на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно
положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а
старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном
развитии ребенка. Поможет и правильное питание. Холин и лецитин – защитники и
строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами (яйца, печень,
рыба, а также молоко) считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается
есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок
невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям,
возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать
блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе
ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой
элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им
также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный
картофель, бананы, шпинат и другая зелень. Какие симптомы могут служить
признаками того, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, учебе; что
должно насторожить родителей? Прежде всего, это беспокойный сон. Если ребенок
вскрикивает во сне или разговаривает, если утром он с трудом просыпается и
жалуется на головную боль или боль в животе и на этом основании отказывается от
завтрака - значит, что-то не в порядке. Многие родители просто не обращают на это
внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: «Когда тебе уроки учить
или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье, и живот болеть не
будет». Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного
напряжения, из-за тревоги или просто ребенку неуютно, что-то трудно дается. Еще
один признак - страхи самого разного характера. Третий признак - близкие слезы,
когда ребенок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого
он никогда не был плаксивым. И вообще любые резкие перепады настроения - тоже
ненормально. Родителям следует обратить внимание и на возникший консерватизм,
например в еде. Мы имеем ввиду ситуации, когда ребенок вдруг ни с того ни с сего
говорит, что будет есть только то, что привык, - сосиску или котлету, ничего нового
не хочет. Что делать в подобных ситуациях? Первая заповедь для родителей - уметь
наблюдать за ребенком. Вторая - уметь говорить, слышать и слушать. Прогулка
перед сном - самое подходящее время для разговора по душам, когда ребенок не
боится, что вы будете его за что-то ругать. Важно очень тонко подойти к ситуации,
выяснить, какие отношения с ребятами, как ведет себя учительница в классе, как
учитель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот,
плохо. Ребенок все расскажет, будьте уверены. Необходимо уметь правильно делать
выводы из разговора. Наблюдать за ребенком надо не полчаса, а неделю или две.
Полезные советы родителям школьников.
Правило 1 Нагрузка.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию
или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-
летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать
уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться
невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью
воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со
второго класса.
Правило 2 Выполнение домашних уроков.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут.
Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут
необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать
под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с
письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность
занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3. Компьютер.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки,
должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и
невропатологи во всех странах мира.
Правило 4. Похвала.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в
поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и
учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то
— нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на
себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек,
обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради.
Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш
ребенок потеряет веру в себя
Правило 5. Пробуждение ребенка.
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери,
которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда
она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его
пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то
обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя
вставать и всегда успевать".
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в
спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить
стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не
хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в
противоположность крикам. Можно включить погромче радио.
Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его
естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не
устраивает.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он
должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу".
"Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
Правило 6. Выход в школу.
Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их
молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и
безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты
научишься сам класть очки".
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть
все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку
приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После
школы нигде не шляйся, сразу домой".
Правило 7. Возвращение из школы.
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Что получил? И т.д.
Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не
соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я").
Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был
трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").
"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все
жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно
поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.
Правило 8. Пора спать.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям
(мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно
выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он
научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Выполнение ребенком домашних заданий является проблемной сферой для многих
семей. Часто дети не справляются с подготовкой уроков самостоятельно
(отвлекаются, делают уроки не на должном уровне или тем или иным способом
избегают этого), нуждаются в помощи и контроле со стороны родителей.
Сталкиваясь с подобными проблемами, родители обычно задают такие вопросы:
1. Как правильно помогать ребенку в выполнении домашних заданий?
2. Какие формы контроля выбрать, чтобы это шло на пользу?
3. Какими могут быть причины сложностей ребенка?
Ниже даны стандартные рекомендации и описаны самые типичные причины
сложностей при выполнении домашних заданий. Возможно, они Вам помогут в
понимании и коррекции сложившейся ситуации.
ПОМОЩЬ И КОНТРОЛЬ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
Есть две типичные ошибки, которые родители совершают, помогая ребенку в чемто или контролируя его действия.
1. Стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Руководствуются при
этом лучшими побуждениями: чтобы ребенок достиг более хорошего результата,
быстрее научился, почувствовал поддержку и т.д.
2. Не помогают, когда, наоборот, ребенок просит в чем-то помочь. Происходит это
обычно либо в силу того, что родитель не замечает непрямых сигналов ребенка о
том, что требуется помощь (таких, например, как хныканье, резкое захлопывание
книжки или тетрадки, жалобы «Не получается!» и проч.) либо из-за чрезмерного
стремления родителей научить ребенка самостоятельности, стойкости, волевым
качествам.
ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И КОНТРОЛЯ.
1. Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребенок может
справиться сам, пусть он справляется сам.
2. Помогать и контролировать можно по-разному. Иногда достаточно просто
обратить внимание ребенка на что-то («Посмотри, всё ли у тебя правильно», «Что
тебе еще нужно сделать?», «Напоминаю, что после обеда нужно садиться за
уроки»), но бывают и ситуации, когда взрослому приходится фактически делать
уроки вместе с ребенком. Важно, чтобы помощь и контроль были дозированными и
оказывались по минимуму. К более «массированной» помощи следует прибегать
только после того, как не помогла помощь в меньшем объеме.
3. Важно, от кого исходит инициатива. Лучше принимается та помощь, о которой
человек (любого возраста, не только ребенок) попросил сам. Помощь, которую нам
оказывают без нашей просьбы, воспринимается как давление. Аналогичная
ситуация и с контролем: он приносит пользу в том случае, если ребенок столкнулся
с тем, что ему самому сложно проконтролировать себя, что он не справляется с этой
задачей самостоятельно и просит помочь (например, «Мама, проверь этот
пример!»). В этом случае внешний контроль будет восприниматься как помощь, а не
как вторжение и давление. Следовательно, нужно создавать такую ситуацию, чтобы
ребенок сам попросил помочь ему в чем-то и проверить, напомнить и т.д. Если
ребенок не просит помочь, а, напротив, с увлечением самостоятельно выполняет
какое-то задание, то не следует вмешиваться, даже если у него не очень хорошо и
быстро получается, «почерк корявый», «очевидная глупая ошибка» и т.п. Вспомните
себя: Вы ведь тоже не сразу научились всему, что умеете сейчас, не сразу все делали
без ошибок.
4. Если ребенок просит помочь ему, то надо обязательно помочь (руководствуясь
правилами, описанными выше). Есть такой психологический термин «зона
ближайшего развития» - это действия, которые на сегодняшний день ребенок не
способен выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого.
То, что сегодня входит в «зону ближайшего развития», в скором времени станет
областью самостоятельности ребенка (при условии, что взрослый сможет мягко и
своевременно ослабить и свести к нулю свой контроль). А в «зону ближайшего
развития» войдут другие действия, задачи, навыки. Фактически именно таким
образом происходит расширение сферы самостоятельности и компетентности
ребенка.
5. Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон
родителя должен быть доброжелательным. Если просьба ребенка о помощи
оборачивается нервотрепкой, скандалом, то в следующий раз он приложит
максимум усилий, чтобы обойтись без Вас, даже если понимает, что сам не
справляется. Лучше избегать также иронии, которую многие дети воспринимают как
издевку или высмеивание, а также не допускать того, чтобы совместные занятия
излишне затягивались. Если ребенка заставлять «доделать, что надо», когда он
очевидно устал, то такое выполнение задания сопровождается сильным
эмоциональным дискомфортом, вырабатывается своего рода «рефлекс избегания».
6. Существенным является отношение к ошибкам. Часто ошибки ребенка вызывают
раздражение у родителя и ссоры. У ребенка в таком случае формируется страх
ошибок, который не помогает, а напротив, мешает их исправлять или не допускать.
Ошибку лучше воспринимать как своего помощника, сигнализирующего о том, что
вот над этим и этим еще нужно поработать.
ПРАВИЛА для подростков СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
Правило первое - движение
Доказано - при физической активности в нашу кровь выделяются эндорфины -
гормоны счастья. Чтобы поднять себе настроение, занимайтесь спортом, гуляйте на
свежем воздухе с детьми, словом делайте все то, что приносит удовлетворение.
Правило второе - правильное питание
Находящемуся в унынии организму как никакому другому необходимы фрукты и
овощи, не менее четырехсот грамм в день! Поступающие в организм витамины не
откладываются про запас, а сразу же усваиваются, поэтому вам необходима
постоянная витаминная подпитка. Для поднятия настроения особенно полезны
витамины А и С.
Третье: Радующие душу мелочи - мощное лекарство от плохого настроения.
У каждого человека есть свои любимые привычки. Читайте книги, посещайте
выставки и кино, сходите на концерт. Эти меры помогут вам расшевелить угасшие
эмоции.
Четвертое: Встреча с друзьями.
Когда грустно, как правило, хочется побыть одному, никого не хочется видеть.
Но встреча с любимыми и приятными людьми обязательно сделает нашу жизнь
веселее и поднимет настроение. Главный враг плохого настроения – все то, что
доставляет вам удовольствие.
Пятое правило – желайте и предвкушайте!
Замечено - в предвкушении чего-то приятного и работа спорится
и настроение повышается. Намечайте себе приятные ориентиры в течение всего дня,
например, поход с подругой в магазин за обновками или просмотр любимого
фильма.
Шестое – сделайте то, чего не делали никогда.
Встаньте пораньше и совершите утреннюю пробежку. Смастерите бусы. Купите
караоке и научитесь петь народные песни. Присмотрите сноуборд - для будущей
зимы. Заведите щенка, котенка, черепашку. Научитесь танцевать танец живота,
займитесь фотоохотой или вольной борьбой. Главное – чтобы настроение
поднялось, а хандра отступит.
Быть позитивно настроенным в течение всего дня помогает купленная накануне
обновка, контрастный душ, даже рожица, состроенная своему отражению, чашка
хорошего кофе, хорошая музыка.
СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!!!!!!!
Памятка учащимся от педагога-психолога |
Как планировать свою деятельность
Как воспитывать волю
Несколько полезных установок в общении
Как решать мысленные задачи
Как развивать свой ум
Девять заповедей Мнемозины
Как совершенствовать свои способности
Как пользоваться своим воображением
Как управлять своими эмоциями
Как произвести первое положительное впечатление
|
Рекомендации учащимся
по подготовке к централизованному тестированию
Первый способ - усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными педагогами, выполнение самостоятельных работ, то есть добросовестно изучать предмет в учреждении образования и на дополнительных занятиях. Без минимальных знаний не будет положительной оценки, не рассчитывайте на случай или удачу (это не спортлото).
Второй способ улучшения тестового балла. Это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся. Это справедливо и для тестирования.
Статистика доказывает, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые.
Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка и тренировка в выполнении тестов позволяет повысить тестовый балл на целых 10 очков по 100-балльной шкале. Это дает возможность абитуриенту, прошедшему подобную подготовку уверенно идти на централизованное тестирование.
Подобную тренировку Вы можете пройти на репетиционном тестировании!
Для того чтобы улучшить тестовый балл, прежде всего надо избавиться от страха перед тестами.
Одна из причин тестофобии — страха перед тестами — известна точно. Она основывается на представлении, что результат по тесту — что-то вроде «пожизненного диагноза» или приговора. Но это ошибочное представление! Особенно по отношению к тестам, измеряющим достижения, в частности, к тестам на общеобразовательные знания:
чем раньше выявлены пробелы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.
Существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!
Первый из этих способов — усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, т.е. весь комплекс необходимой учебной работы. В общем, добросовестно изучать предмет в школе и на дополнительных занятиях.
Второй способ улучшения тестового балла — это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся.
Приведем несколько наиболее прямых и универсальных рецептов стратегии
подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам.
Тренируйтесь! Перед официальным соревнованием, централизованным тестированием, следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам другой многообразный опыт — самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.
Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, достаточно сложно.
Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, т. е. следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.
Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь, глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряв на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо изучен.
Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).
Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1—2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные — подходящими с равной вероятностью, то в этом случае верным будет не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных. Путем такой тактики вы получите больше очков.
Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект — забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по «первым словам» и достраивать концовки в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки (в самых легких вопросах).
Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто или почти никто не должен выполнить все 100 % заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок.
Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по «первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас («своих») заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить.
Организация самоподготовки к централизованному тестированию
(Из материалов пособия «Централизованное тестирование: Инструкции. Рекомендации. Тесты» УО «Республиканский институт контроля знаний»)
Некоторые особенности запоминания:
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. 3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержания работоспособности:
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20—30 мин. отвести взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач!
Как вести себя на тестировании
1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.
2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению педагогического теста.
3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на централизованном тестировании — это время.
Советы психолога по подготовке и прохождению ЦТ
Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.
Централизованное тестирование (ЦТ) рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.
Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированию, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.
Особенности процедуры централизованного тестирования:
· Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
Правила подготовки к экзаменам:
13. Заботиться о своем здоровье:
Накануне экзамена:
На экзамене:
Будь уверен в себе – и ты справишься!
МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО (ст.19.1 КоАП)– Оскорбительное приставание к гражданам
и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность
организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу,
влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.
Общественным местом является территория улиц, стадионов, скверов, парков, общественный транспорт и другие места нахождения граждан. Кроме того, общественным местом является и учебное заведение, в том числе и прилегающая к нему территория.
РАСПИТИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ИЛИ ПОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ПЬЯНОМ ВИДЕ ( ст.19.3 КоАП )
влечет наложение штрафа в размере до 8 базовых величин
Помните!Употребление пива и слабоалкогольных напитков, повлекшее опьянение, влечет
за собой ту же ответственность, что и употребление спиртных напитков.
Алкогольное опьянение представляет собой развернутый синдром воздействия алкоголя на организм. Синдром алкогольного опьянения включает в себя патологические изменения в психической сфере и поведении, двигательные нарушения, запах алкоголя изо рта и положительные химические реакции на этиловый спирт (менее 0,3 % отсутствие влияние алкоголя).
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
Действующим административным законодательством предусмотрена ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет за ряд правонарушений, в том числе:
- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
- оскорбление (статья 10.2);
- мелкое хищение (статья 11.1);
- умышленное уничтожение или повреждение имущества (статья 11.3);
- жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.2)
За совершение правонарушений подростками, не достигшими 16-летнего возраста, в соответствии с ч.2. ст.10.3 КоАП, ответственность несут их родители.
Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
Совершение любого административного правонарушения,в том числе употребление спиртных напитков, наркотических либо токсических веществявляется основанием для проведения индивидуальной профилактической работы
П
Статья 19.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
Ч.1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —
влечет наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
Ч.2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Ч.3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, —
влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
Ч.5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, —
влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.
свернуть
Только треть подростков старшего школьного возраста уже определилась с профессией. Остальные не определились с тем, где они будут учиться после окончания школы и кем хотят работать в будущем.
С воспитанием ребенка связано много разных моментов. Родители помогают ему научиться ходить, читать, общаться со сверстниками, найти себя в жизни. В каждом возрасте приходится решать свои вопросы, которые актуальны именно сейчас. Перед родителями подростка 12-16 лет, да и перед ним самим встаёт вопрос о выборе профессии. Родители всерьез задумываются о том, что выйдет из их чада? Как определить, что ему действительно интересно и помочь выбрать профессию? Поэтому тема подростковой профориентации становится одной из самых важных. Профориентация – это комплекс мероприятий, цель которых – помочь детям (и не только) выбрать свою будущую профессию. Она может проводиться по-разному: с использованием тестов, с помощью общения с представителями разных профессий, мастер-классов и походов на производства.
Хорошо, когда родители с детства знакомят своё чадо с разными профессиями – тогда в подростковом возрасте у ребёнка уже есть много знаний о ом, кем можно стать, у него «широкий» взгляд и есть большой выбор.
Причём, для этого используются разные, самые простые на первый взгляд, методы:
Но даже у самого подготовленного подростка возникает потребность обязательно поговорить о выборе профессии, и не только с родителями. Но с кем?
Во-первых, с психологом.
Тесты по профориентации в интернете – пустая трата времени, если они не подкреплены разговором с опытным специалистом. В центре занятости возле моего дома психолог не только проводит несколько объемных тестов, но ещё и расспрашивает про любые хобби и интересы, даёт советы, куда можно пойти и все это развить. Причем, упоминает о местах где это реально нужно людям. Например, волонтерские центры. Также можно обратиться за помощью и пройти профориентацию с психологом.
Здесь важно, что посторонний человек говорит с тобой о твоих сильных сторонах, задаёт вопросы. Ты не чувствуешь, что тебе хотят навязать своё мнение, есть ощущение, что ты на самом деле выбираешь, а человек рядом - помогает.
Во-вторых, с представителями профессий-фаворитов.
Если интересна не одна профессия, а несколько? Покажите их «под микроскопом». Наверняка, один из родственников или знакомых работает по этой профессии, или имеют к ней отношение. Нужно дать всю информацию о данных профессиях. Рассказать обо всех подводных камнях, но и о плюсах не забыть.
В-третьих, с Вами, родители.
Да-да, и не удивляйтесь. Для меня, например, при выборе профессии в итоге самым главным остается пример родителей. К счастью, у них совершенно разного рода работа. Мой папа – директор компании, которая занимается установкой дополнительного оборудования на автомобили. Эту длинную фразу я заучила в пять лет, и всегда с гордостью ее озвучивала. Он не учился ни в университете, ни в колледже, а сам изучал всю информацию, которая в будущем понадобится ему. Моя мама – парикмахер. И она обожает свою работу. В 90х она с родителями занималась розничной торговлей очками, потом продавала хот-доги в киосках своих родителей. После помогала им со столовой. В парикмахерской у нее прекрасный коллектив на работе, и я не перестаю радоваться, когда вижу ее на любимом месте. У моих бабушки, дедушки и дяди экоусадьба. Это большой комплекс за городом, который включает гостиницу, контактный зоопарк, ресторан, летний лагерь и прочее.
Благодаря моей семье я узнаю о всех тонкостях, самостоятельно оценивая: а подошло бы это мне? Хочу ли я идти по их стопам или выберу свой путь.
Немного о будущем – что ждёт нас?
Сейчас все очень быстро меняется, поэтому курсы на месяц/несколько недель уже стали заменять обучение в ВУЗах.
Выбирая профессию, я изучила вопрос – какие десять лет отрасли будут активно развиваться в ближайшие 10 лет.
Получилось, что это медицина, гостеприимство (гостиничный и ресторанный бизнес), образование, персональные услуги, недвижимость, хозяйство, искусство.
Какие профессии исчезнут в ближайшие десять лет?
Благодаря развитию технологий часть профессий станут историей. Что теперь будут делать представители этих профессий – не знаю, но нам точно не надо останавливать свой выбор на этих профессиях.
Кружками и секциями уже никого не удивишь. Современный мир готовит нас к тому, что полученные знания уже нужно применять в реальном мире.
Вот варианты:
В 14–15 лет большинство подростков размышляют о том, какую профессию выбрать. Даже если им этого делать не хочется, грядущие экзамены и поступление в вуз заставляют задуматься. Настя Сельнихина предлагает три шага, которые помогут её ровесникам прийти к пониманию, чем же они хотят заниматься в жизни. Ну или хотя бы приблизиться к этой точке.
Для начала вспомним, что первое нам предлагают при выборе профессии? Правильно, мои «любимые» бумажки — профориентационные тесты, которые мы получили, посмеялись («Ой, я что, будущий МЧСник?») и сложили в копилку опыта. Именно с ним нам нужно работать. Даже в таком возрасте.
Неважно, какой у вас опыт — большой или маленький. Он как чемодан, с которым мы отправимся в дальнейшее плавание. Поэтому смело доставайте его из закромов головы и начинайте собирать! Вы должны вспомнить всё, что доставляло вам удовольствие, — то, что вы делали без корысти, просто для себя, в кайф.
Например: утром решили выпить кофе, сначала сделали простой, затем захотелось ещё, но уже с карамелью, потом с шоколадом. Вдруг вы вспомнили про родителей, приготовили им тоже кофе. Потом подумали: «А почему бы ещё и завтрак не приготовить?» — и напекли блинов на всю семью! Если всё это вам так нравится, может быть, пойти в поварское училище или просто связать жизнь с кулинарией?
Я, например, пересматривая старые видео, фотографии, спрашивала родителей, о том, что мне нравилось делать, почему меня это увлекало? После моего сеанса воспоминаний я поняла, что нужно копать в сторону творчества. Я до сих пор, сама того не замечая, пою везде, танцую везде. Связь с музыкой мне доставляет отдельный кайф. Кстати, если используете этот метод, то он ещё помогает сблизиться с родителями.
Представим ситуацию: 11-й класс, ЦТ сдан, казалось бы, можно расслабиться. Но нет, нужно выбрать вуз! И вы с мамой в последний день принятия заявок бегаете в поисках подходящего проходного балла. В итоге поступаете в неверный вуз, через полгода уходите — время потеряно.
То есть к моменту сдачи ЦТ вы должны знать, где вы точно не хотите или хотите работать.
Вы никогда не думали о том, почему люди добиваются успеха? Почему становятся популярными? Потому что всё спланировано? Проплачено? Нет!
Возьмём для примера Джоан Роулинг. Думаете, она изначально всё просчитала? «Так, Оксфорд окончила, замуж вышла, дочь родила, развелась, социальное пособие получила, книгу написала, всё сделала, значит, сейчас на меня посыпятся деньги». Конечно, ничего подобного с писательницей не происходило. Она писала эту книгу не для заработка, а для своей дочери, и когда отнесла рукопись в типографию, там согласились ее опубликовать только на седьмой раз.
Суть в том, что большинство людей приравнивает работу к деньгам, и это гигантское заблуждение. Деньги — это только способ достижения цели, просто визуализация. Многие думают, что эти бумажки делают тебя счастливым. Но счастье приносят не они, а процесс, за который ты их получаешь. Этому есть огромное число подтверждений, как научных, так и наглядных. Один я уже привела, а научный — индекс счастья. Да, есть исследования, подтверждающие это, где дворник счастлив так же, как бизнесмен, несмотря на заработок.
Не выбирайте профессию по зарплате, не смотрите, что делают массы, занимайтесь тем, что нравится
Не бойтесь, что ваша профессия вымрет. Кем бы вы ни были, вы будете кому-то нужны, работа найдётся! Ведь чем больше вы будете вкладывать душу в дело, тем более востребованным будете. А деньги придут сами — так же, как и успех.
Будущее за людьми, которые в любой работе могут быть творческими. Сегодня они работают в офисе, завтра выступают на сцене, а послезавтра могут всё это бросить и начать свой стартап. Недавно мне посчастливилось познакомиться с танцорами, которые живут своим делом. Это люди разных возрастов, с разными взглядами на жизнь, но объединяет их любовь к биту и движению — танцам. Кто-то, будучи взрослым семейным человеком, не имеет высшего образования, но зарабатывает на жизнь любимым делом. Кто-то выбрал путь преподавания, где ты отдаёшь часть себя ученикам. В любом случае каждый делает то, что по-настоящему любит, а деньги не становятся самоцелью.
Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.
Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.
К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:
Ребёнок должен выбрать профессию сам.
Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.
Мария, редактор
Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.
Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!
Ангелина, переводчик
Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.
У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.
На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.
Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.
Лида, специалист по рекламе
О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.
Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.
Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.
Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.
Настя, копирайтер
Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.
Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.
Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЦТ по обществоведению.
Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.
Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.
Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рад, поэтому всеми силами пытался сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сам уже выбрал университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «БЕЛАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.
Антон, менеджер
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.
В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».
После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».
Антон, дизайнер
Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать. Рассказать, какие профессии сейчас нужны. Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале. Дать максимум информации о разных профессиях. Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали. Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.