Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома
Государственное учреждение образования
КРУГЛЫЙ СТОЛ «КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ?»
Целевая группа родители учащихся 11 класса
Время проведения 2 четверть
Цель: Профилактика зависимого поведения у подростков.
Задачи:
- просвещение родителей старшеклассников по вопросам зависимого поведения;
- привлечение родителей к взаимодействию в решении вопросов коррекции поведения подростков;
- разработка практических рекомендаций родителям подростков для осуществления профилактики зависимого поведения.
Основная часть: Зависимое поведение, его причины, факторы риска.
Причина распространения зависимого поведения — ловушка, обусловленная эволюционным развитием мозга и выходом человека в настоящее время из-под давления эволюционного отбора. В процессе эволюции в мозге животных и человека сформировалась функциональная система, возбуждение которой увеличивает вероятность повторения поведения, которое привело к её возбуждению. По этому свойству система получила название системы подкрепления. Благодаря ей человек и животное, раз достигнув положительного результата, запоминают путь к нему и стремятся к его повторению вновь и вновь. Чёткое выполнение действий, приводящих к результату, животными, которые находятся в естественных условиях, способствует их выживанию. У человека такая последовательность способствует прогрессу, поскольку позволяет работать там, где результат отставлен, иногда на месяцы, на пример в сельском хозяйстве, иногда — на годы, как в процессе обучения детей в школе. Однако на определённом этапе развития общества возникла возможность непосредственно, без предварительных усилий активизировать систему подкрепления биохимическими (прежде всего дофаминергическими) механизмами. Следовательно, введение веществ, имитирующих действие дофамина, может оказывать на эту систему такой же эффект, как и продуктивная деятельность. Наркотики, алкоголь, никотин, и даже кофеин возбуждают эту систему. Однако сила этого возбуждения различна. Если наркотики действуют непосредственно на дофаминергическую систему подкрепления, то алкоголь, никотин и кофеин — опосредованно и с различным числом посредников. Поэтому сила действия препарата зависит от той цепочки, которая закончится активацией системы подкрепления. Зависимое поведение поведение охватывает зависимость не только от химических веществ. Оно включает любой вид поведения, который приводит к возбуждению системы подкрепления. Например, к нему относится зависимость от еды. Если в прежние времена для активации системы подкрепления через пищу нужно было сначала долго работать, чтобы получить причитающуюся порцию еды, то теперь достаточно подойти к холодильнику, чтобы мозг запомнил путь собственного возбуждения. И затем человек будет подходить к холодильнику не тогда, когда хочет есть, а когда возникнет потребность быстро сменить тягостное состояние стресса и получить удовольствие. Стоит помнить о том, что когда вечером, приходя с работы, мы не просто утоляем голод, но едим несколько больше, чтобы получить удовольствие, мы делаем то, что психологи называют «вечерним заеданием стресса». Мы привыкаем со временем есть больше, чем это требуется организму, чтобы самым простым и доступным образом снять стресс.
Общей чертой зависимого поведения является стремление уйти от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния. Этот путь стереотипизируется и ограничивает сферу взаимодействия с окружающей средой. В настоящее время выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), сексуального и любовного общения, компьютера, азартных игр, гаджетов (небольшие электронные устройства — мобильники, mp3плейры, смартфоны, айфоны, айпады) и т.д. Каждый год описывают всё новые и новые варианты зависимого поведения. К нему относится шопинг (посещение магазинов и покупки для получения удовольствия), игры на бирже, участие в аукционах, неукротимый просмотр телевизионных программ, в частности, телесериалов, длительное прослушивание музыки, основанной на низкочастотных ритмах. Иногда сюда же относят занятие политикой, религиозные пристрастия, сектантство, большой спорт, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэн тези», «дамскими романами» и т.д. [https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimoe-povedenie-prichiny-posledstviya-profilaktika]
Давайте рассмотрим краткую характеристику зависимого или аддиктивного поведения пройдя по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=y-gyUkRd694
К факторам риска зависимого поведения относятся:
Психологические факторы риска возникновения зависимости — это совокупность мотивов, побуждающих к употреблению алкоголя и наркотиков. Они определяют индивидуальный процесс приобщения к ПАВ. К ним относятся:
Иными словами — это фрустрация, состояние психического дискомфорта при неудовлетворении тех или иных потребностей. Именно наличие низкого фрустрационного порога представляется важнейшим психологическим фактором развития психической зависимости. [Москаленко В. Д., 2004].
Формирования зависимого поведения
Формирование зависимого поведения происходит в несколько этапов. При этом обязательно сказывается влияние объекта аддикции (вид наркотического вещества и т.д.), индивидуальных особенностей человека (например, возраст, социальные связи, интеллект, способность к сублимации).
Первый этап - начало формирования зависимости – происходит всегда на эмоциональном уровне. На фоне воздействия предмета или объекта зависимости (прием вещества, изменяющего психическое состояние; переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре; чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксации в сознании этой связи, возникает переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.
Второй этап характеризуется формированием четкой последовательности использования средств изменяющих психическое состояние. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения, которая обусловлена многими факторами: особенностью личности до возникновения зависимости; предшествующими установками; воспитанием; культурным уровнем; окружающей социальной средой; значимыми событиями в жизни; изменениями привычного стереотипа и др. Постепенно формируется ритм зависимости, связанный с жизненными затруднениями, переносимостью стрессов. По мере того, как учащается использование средств изменяющих психическое состояние, межличностные отношения постепенно отступают на второй план. В последующем провоцировать использование таких средств начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.
На третьем этапе ритм использования этих средств становится обычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «составной частью личности». Эти люди становятся невосприимчивыми к критике, не поддаются разубеждению. Их умозаключения подчинены эмоциональному состоянию и направлены на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Желание искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.
Четвертый этап — полное формирование зависимого поведения. Происходит полное погружение в процесс зависимости, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Зависимый «разрушает» свой внутренний мир, остается только внешняя оболочка. Использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность взаимодействовать с другими людьми. На этой стадии доверие к зависимым уже потеряно, их начинают воспринимать как лиц, с которым нельзя продолжать отношения.
Пятый этап носит уже характер окончательного крушения личности. Зависимое поведение разрушает и его психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. На этом этапе использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения. Страдающего зависимостью в целом отличает апатия и подавленность. Прежнее «Я» разрушено, восстановить его невозможно, с такими людьми практически не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере затрудняет оказание помощи или делает ее невозможной.
На сформировавшуюся зависимость указывают наличие следующих признаков:
- отрицание событий и действий, которые окружающие расценивают как результат зависимого поведения;
- распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;
- враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей;
- раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;
- чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;
- безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.
Наркотическая, алкогольная и табачная зависимость сильно влияет на здоровье человека. Алкоголь уничтожает клетки печени, а ведь в ней происходит образование АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты – основного источника энергии в организме), детоксикация (обезвреживание) ядов и многое другое. Алкоголь особенно вреден для растущего организма. Те дозы, которые являются приемлемыми для взрослого, для молодых людей могут стать смертельными. Алкогольная интоксикация наступает у них чаще и быстрее. При поражении головного мозга могут произойти необратимые явления, способные привести к инвалидности и смерти. Злоупотребление алкоголем ведет к деградации личности, делает человека психически неуравновешенным. 70% преступлений против личности совершается в состоянии алкогольного опьянения. Это наиболее тяжелые социальные последствия алкогольной зависимости. Табакокурение относят к вредным привычкам, которые являются отклонениями от здорового образа жизни. Проблема курения имеет характер национального бедствия и грозит будущему общества в целом. Сейчас юноши и девушки начинают курить в 13, 15, 17 лет и к детородному возрасту практически около 90% юношей и 40% девушек употребляют табак. У начинающего курильщика в течение 2-3 лет истощаются запасы психической энергии, поэтому у курящих юношей и девушек, вступающих в брак, не могут родиться здоровые дети (особенно в условиях общей неблагоприятной экологической обстановки). Большинство людей, страдающих от проблем, вызванных употреблением наркотиков, считают, что достаточно прекратить их употребление и жизнь наладится. Здесь и проявляется основной парадокс химической зависимости: чтобы восстановить свою жизнь и выздороветь, необходимо оставаться чистым и трезвым, а сами повреждения, вызванные употреблением наркотиков, не позволяют вести такой образ жизни. Наиболее частые последствия употребления наркотиков для физического здоровья – это заболевания сердечнососудистой системы и дыхательных путей, гепатиты и цирроз печени, психозы, эпилепсии и др. Развиваются депрессии, чувства вины, бессилия, безысходности, обиды и негодования. Нарушаются духовные качества: появляется апатия, потеря смысла жизни, человек начинает ощущать враждебность окружающего мира. Социальные последствия наркомании – это зависимость наркомана от продавца наркотиков, добывание денег не трудовым, а иногда и вовсе преступным путем. Наркомания, проституция, убийства, грабежи, СПИД – вот единый антисоциальный клубок. Лечение наркоманов и содержание их больных детей – тяжелая социальная ноша. Причем лечение наркомании – процесс долгий и дорогой. Таким образом, химические зависимости очень пагубно и необратимо влияют на жизни людей. Разрушаются семьи, портится здоровье, жизнь делится на «до» и «после».[ https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-ugroza-zdorovyu-cheloveka]
Интернет-зависимость – разновидность психологической зависимости. Проявляется она в желании подключиться к Интернету и проводить во Всемирной сети как можно больше времени, при этом утрачиваются социальные, семейные, материальные ценности.
Существует 6 основных типов интернет-зависимостей:
Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):
Памятка родителям «Пути профилактики и преодоления зависимого поведения»
Рекомендации по профилактике интернет-зависимости:
Факторы защиты от зависимого поведения относятся:
Рекомендации родителям по профилактике зависимого поведения старшеклассниками
Перечень вопросов для обсуждения с родителями:
- отмечали ли вы у себя проявления зависимого поведения и как избавлялись от них;
- считаете ли вы серьезной проблемой зависимое поведение у старшеклассников или думаете, что со временем и взрослением эта проблема решиться сама собой;
- какой именно вы подаете пример для своих детей, способствующий профилактике зависимого поведения.
Полезным будет просмотреть цикл передач о зависимостях по ссылке https://www.youtube.com/playlist?list=PLFYlw2FhvyqMacaGU4Z759I3of0kCBfYt
Рекомендации для родителей
Лучший способ профилактики наркомании подростков — формирование зрелой ответственной личности. Однако на этом пути родители встречаются с большим количеством вопросов. Уже отмечалось, что чем раньше воспитывается ответственность, тем проще происходит этот процесс. Тем не менее, попробовать изменить ситуацию возможно на любом этапе.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов.
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе- ния |
Форма проведе-ния |
Ответствен-ные |
1 |
5-е классы |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель, педагог социальный |
2 |
6-е классы |
|
|
|
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог социальный, медицинский работник |
3 |
7-е классы |
|
|
|
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, медицинский работник |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог социальный, педагог-психолог |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель, педагог-психолог |
4 |
8-е классы |
|
|
|
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ конферен-ция/ вебинар |
педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов.
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10 |
Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов.
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе- ния |
Форма проведе- ния |
Ответствен-ные |
1 |
10-е классы |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог социальный, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс |
педагог-психолог, медицинский работник |
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
февраль |
беседа/ круглый стол/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог |
2 |
11-е классы |
|
|
|
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
октябрь |
семинар-практикум/ форум/ вебинар |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
конферен-ция/ беседа/ практикум |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних |
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
педагог социальный, классный руководитель
|
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов.
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведениеОсобенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов.
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе- ния |
Форма проведе-ния |
Ответствен-ные |
1 |
5-е классы |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель, педагог социальный |
2 |
6-е классы |
|
|
|
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог социальный, медицинский работник |
3 |
7-е классы |
|
|
|
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, медицинский работник |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог социальный, педагог-психолог |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель, педагог-психолог |
4 |
8-е классы |
|
|
|
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ конферен-ция/ вебинар |
педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |