Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома
Государственное учреждение образования
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
_____________ А.В.Кадлубай
«1» февраля 2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
(за исключением обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений)
Общие положения
Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) и определяют порядок организации и проведения индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР) в отношении обучающихся учреждений образования, определенных в статьях 5 и 13 Закона.
В методических рекомендациях используются следующие термины и их определения:
профилактика - комплекс социальных, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей;
программа индивидуальной профилактической работы - программа помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям), которая реализуется в учреждениях образования, формируется на основе психологической и социально-педагогической диагностики несовершеннолетнего с учетом его потребностей и направлена на преодоление противоправного поведения несовершеннолетних. Программа содержит конкретные мероприятия, сроки их проведения и определяет ответственных исполнителей.
ИПР осуществляется со дня получения учреждением образования документа, являющегося основанием для ее проведения, а именно:
заявления несовершеннолетнего либо его родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей (далее – законные представители);
приговора, решения, постановления или определения суда;
постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
ИПР в отношении несовершеннолетнего прекращается по решению руководителя учреждения образования при наличии следующих оснований:
истечение срока проведения ИПР (в зависимости от категории несовершеннолетних);
достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет;
избрание меры пресечения в виде заключения под стражу;
осуждение к наказанию в виде ареста или лишения свободы;
в случае смерти, а также объявления умершим либо признания безвестно отсутствующим в порядке, определенном законодательством.
Порядок рассмотрения материалов, поступивших в учреждение образования от родителей, а также из органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
При поступлении в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР, заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе) совместно с педагогом социальным, педагогом-психологом, классным руководителем (в учреждениях, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, образовательные программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью), куратором, мастерами производственного обучения, воспитателями (в социально-педагогических учреждениях, учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования) в течение 10 календарных дней организуют сбор информации о несовершеннолетнем в соответствии с показателями.
Для сбора информации предлагается использовать:
проведение психологической и социально-педагогической диагностики;
наблюдение за несовершеннолетним с использованием примерных схем (приложение 1);
изучение особенностей проживания и воспитания несовершеннолетнего в ходе посещения его по месту жительства (приложение 2);
собеседование с несовершеннолетним и его законными представителями, педагогами, другими обучающимися;
анализ документов и материалов, характеризующих несовершеннолетнего;
оценку рисков совершения подростком повторных противоправных действий с заполнением формы оценки рисков (приложение 3).
Требования к содержанию программы индивидуальной профилактической работы и реализации ее мероприятий
Программа индивидуальной профилактической работы (далее – программа) (приложение 4) является системообразующим компонентом процесса ИПР с несовершеннолетним и его законными представителями, разрабатывается с учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов.
По результатам диагностики определяется актуальность проблемы, подбираются методы, формы и средства оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетнему.
При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, его психофизического развития.
Программа должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке программы принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, кураторы, мастера производственного обучения, воспитатели общежитий, законные представители несовершеннолетнего и иные заинтересованные.
В целях мотивирования подростка к достижению ожидаемых результатов программы ИПР предлагается обсудить с ним его обязательства по изменению поведения (обязательство изучить и выполнять правила внутреннего распорядка школы, извиниться перед тем, кого обидел, не опаздывать на первый урок, не пропускать занятия без уважительной причины и пр.), которые могут быть составлены совместно с ним и заверены его подписью и подписью его законных представителей.
Программой ИПР определяются критерии и достижимые показатели, порядок контроля за реализацией мероприятий. Цели программы ИПР должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными на решение или преодоление выявленной проблемы, основанными на результатах диагностики риска совершения повторных противоправных действий и иметь четкие временные границы.
Содержательный блок программы ИПР может состоять из перечня мероприятий и сроков их реализации (или календарного плана по реализации программы).
На заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) не позднее четырнадцати календарных дней с момента поступления информации о необходимости проведения ИПР рассматривается проект программы, вносятся необходимые дополнения и (или) изменения, устанавливается периодичность анализа реализации мероприятий программы.
В течение двух календарных дней после составления программы учреждение образования знакомит законных представителей несовершеннолетнего и несовершеннолетнего с ее содержанием (под подпись) и в случае необходимости представляет им выписку из программы.
Для разработки программ ИПР рекомендуется использовать учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых представлен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Организация воспитания).
Организация индивидуальной профилактической работы
Выполнение мероприятий программы ИПР осуществляется педагогическими работниками, подростком с помощью специалистов, а также его законными представителями. Для оптимизации связи с подростками рекомендуется использовать напоминания и поощрения (с применением мессенджеров и (или) социальных сетей). В зависимости от потребностей несовершеннолетнего рекомендуется проводить встречи по обучению его конкретным навыкам преодоления рисков совершения повторного правонарушения с периодичностью от 1-2 раз в неделю до 1 раза в 2 недели, длительностью занятия от 45 минут до 1 часа. Чем выше уровень риска, тем интенсивнее частота занятий в неделю.
При проведении бесед и информационных мероприятий важно определять знания, которые обучающийся должен усвоить, а также последующие мероприятия, которые помогут эти знания перевести в умения и навыки, помогут в достижении ожидаемого результата.
Групповые занятия (консультации, семинары) для законных представителей проводятся не реже 1 раза в месяц, длительность занятия зависит от применяемой методики и составляет от 45 минут до 2 часов.
Консультации педагогом-психологом и педагогом социальным проводятся с целью предоставления несовершеннолетнему, законным представителям и педагогическим работникам информации по вопросам, связанным с развитием и поведением ребенка.
Индивидуальные, групповые занятия, консультации специалистов регистрируются в журнале учета консультаций участников образовательного процесса. Мероприятия программы, проведенные классными руководителями, кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, регистрируются в соответствующей документации.
В случае проживания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР, в общежитии учреждения профессионально-технического или среднего специального образования, в специальной школе-интернате в целях создания эффективной системы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних руководитель учреждения образования по месту обучения несовершеннолетнего может обратиться в социально-педагогический центр (далее – СПЦ) по месту жительства законных представителей несовершеннолетнего с запросом об оказании содействия в организации психологической помощи, социально-педагогической поддержки законных представителей с указанием сроков представления информации о выполнении мероприятий.
Работа с законными представителями должна проводиться в тесном взаимодействии учреждения образования и СПЦ с применением разнообразных форм и методов работы, при необходимости могут привлекаться специалисты различных государственных органов, государственных и иных организаций.
СПЦ при получении запроса от учреждения образования организует работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего по формированию в его семье положительного морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию несовершеннолетнего и коррекции детско-родительских взаимоотношений, недопущению разрыва отношений и дезадаптации, рецидива.
СПЦ направляет информацию о реализации мероприятий с законными представителями в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего в соответствии с установленными программой ИПР сроками.
В случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего, в отношении которого повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления им наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива (с которым на данный момент реализуется программа ИПР), необходимо организовать работу в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», инструктивно-методическим письмом «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», утвержденным 14 декабря 2017 г.
При разработке предложений по мероприятиям первичной, основной, завершающей индивидуальной реабилитационной программы целесообразно включать мероприятия программы ИПР, которые не выполнены на день разработки для направления их в СПЦ либо в детское интернатное учреждение.
Одновременно специалисты учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний и где в отношении него проводится ИПР, передают копии программы, психологической характеристики обучающегося, аналитических справок о результатах проделанной работы, иные материалы специалистам СПЦ (детского интернатного учреждения), которые будут сопровождать комплексную реабилитацию.
Для координации действий по контролю за поведением несовершеннолетнего учреждение образования в течение одного календарного дня обязано информировать ИДН по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится ИПР.
Рассмотрение хода реализации программы индивидуальной профилактической работы и контроль за ее результативностью
При проведении ИПР недопустима эпизодичность взаимодействия педагогических работников с несовершеннолетним и его законными представителями, что значительно снижает результативность проводимых мероприятий.
Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики 1-2 раза в квартал (в зависимости от сроков проведения ИПР – приложение 5). К заседанию совета профилактики готовится информация о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР, вносят предложения по дополнению программы ИПР.
К участию в рассмотрении результативности ИПР приглашаются законные представители несовершеннолетнего. Также могут быть приглашены представители государственных органов, учреждений и иных организаций, участвующие в реализации мероприятий программы.
Основным критерием при проведении анализа реализации мероприятий программы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в реализации поставленных целей и достижении результатов.
Контроль за проведением ИПР в учреждении образования осуществляет заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, который координирует деятельность педагогических работников и организует анализ и рассмотрение ее результатов.
Учет обучающихся, в отношении которых проводится ИПР, осуществляется учреждением образования по форме (приложение 6).
Учреждение образования обеспечивает ежемесячное не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представление указанных сведений в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения образования.
Приложение 1
Примерный протокол наблюдения за обучающимся в учреждении образования
Показатель |
1-единичные проявления |
2 –часто |
0 – не отмечено |
1. Положительно отзывается о себе |
|
|
|
2. Пробует новые виды деятельности, чтобы выявить собственные интересы, способности и/или понять собственные ограничения, без ущерба для себя или других |
|
|
|
3. Обращается за помощью к доверенным лицам, когда не может сам справиться, чтобы обсудить то, что его беспокоит |
|
|
|
4. Говорит в частном порядке или в группе/классе о неудачах/ трудностях, без самообвинения или обвинения других |
|
|
|
5. Инициирует, поддерживает и завершает беседу мирным способом |
|
|
|
6. Активно слушает: смотрит на собеседника, принимает и поддерживает собеседника; не перебивает |
|
|
|
7. Просьбу формулирует уважительно, используя специальные формы обращения |
|
|
|
8. Говорит НЕТ прямо и честно, когда не может или не хочет удовлетворить какую -то просьбу, или эта просьба предусматривает определенные риски |
|
|
|
9. Выражает эмоции уравновешенно, без ущерба для себя или для других |
|
|
|
10. Принимает роли и обязанности в группе учащихся в соответствии с собственными способностями и интересами |
|
|
|
11. Предоставляет помощь одноклассникам, товарищам в группе, когда они ее просят |
|
|
|
12. Соблюдает правила, установленные в группе учащихся, в классе, в группе, в учреждении образования |
|
|
|
13. Соглашается выполнять совместные задачи со сверстниками |
|
|
|
14. В установленные сроки предоставляет документы, подтверждающие мотивированные пропуски в школе |
|
|
|
15. Соблюдает порядок и чистоту на своем месте и в помещениях общего пользования |
|
|
|
16. Аккуратно использует учебники, библиотечные книги |
|
|
|
17. Сохраняет в целости мебель и оборудование |
|
|
|
18. Берет вещи одноклассников (одногруппников) только с их разрешения. |
|
|
|
19. Носит одежду в соответствии с возрастом, временем года |
|
|
|
20. Соблюдает правила пользования электронными гаджетами (мобильный телефон, планшет, ноутбук и пр.) в соответствии с правилами учреждения образования |
|
|
|
21. Соблюдает правила в отношении материалов и деятельности, запрещенной в учреждении образования (наркотики, алкоголь, сигареты, петарды, азартные игры) |
|
|
|
22. Больше всего общается в учреждении образования, классе, группе к (указать ФИО) |
|
|
|
23. Средний балл за последний учебный цикл/средний балл за предшествующий учебный год |
|
|
|
24. Предметы, по которым снизилась успеваемость по сравнению с прошлым годом |
|
|
|
26. Количество пропусков занятий без уважительных причин за последний месяц |
|
|
|
27. со слов педагогов в поведении несовершеннолетнего настораживает (вызывает озабоченность) (указать, что конкретно) |
|
|
|
Приложение 2
Примерный протокол наблюдения в семье
Вопросы для обсуждения
1. Домашние обязанности и их распределение.
2. Какие правила в семье существуют для несовершеннолетнего. Система поощрений и наказаний для этих правил.
3. Общение с членами семьи. Семейные традиции.
4. Свободное время подростка. Хобби. Результаты и продукты (поделки, награды, фотографии и прочее)
5. Учебные процедуры в семье. Вовлеченность родителей и других членов семьи в эти процедуры. Рабочее место. Знание родителями учебных достижений подростка.
6. Взаимоотношения: супружеские, детско-родительские, между братьями и сестрами в семье.
7. Уровень сплоченности семьи.
8. Роли, обязанности в семье.
9. Внутрисемейные коммуникации
После обсуждения указанных вопросов рекомендуется попросить несовершеннолетнего и его законных представителей продемонстрировать фрагмент выполнения рутинных или режимных моментов (проверка уроков, презентация хобби или фрагмента свободного времени, обсуждение или планирование дня, правил, поощрений или наказаний, обсуждение конфликтных ситуаций, учебного дня, хобби и т.д.)
Наблюдатель должен внести увиденное в протокол наблюдения для дальнейшей интерпретации по следующей схеме:
· Что говорили
· Как отвечали
· Описание мимики, жестов.
· Простота и обыденность увиденного и услышанного
· Какие трудности испытывали участники
· Содержание и итоги общения
ВЫВОДЫ наблюдателя:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ РИСКОВ
ПОВТОРНОГО СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Бланк заполняется ответственным специалистом на несовершеннолетнего по итогам получения и анализа информации от самого подростка, его законных представителей и иных участников образовательного процесса.
Не рекомендуется в разговоре с подростком использовать прямые формулировки, указанные как возможный риск.
Заключение о наличии риска делается специалистом, заполняющим бланк, по результатам анализа собранной информации.
Ф.И.О. специалиста, должность |
|
Ф.И.О. несовершеннолетнего |
|
ЧАСТЬ I: ОЦЕНКА РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
БЛОК 1: СОВЕРШЕННЫЕ В ПРОШЛОМ И ТЕКУЩИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ\РЕШЕНИЯ СУДА
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
1.1 |
Совершение правонарушений, не повлекших привлечения к ответственности (отмечается, если с подростков проводилась профилактическая работа или рассматривался на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних) |
|
|
1.2 |
Неуспешность профилактической работы в отношении подростка, совершавшего правонарушения (совершает повторные правонарушения, несмотря на профилактическую работу) |
|
|
1.3 |
Совершение общественно опасных деяний, подлежащих уголовной ответственности, но не повлекших ее по различным законным обстоятельствам |
|
|
1.4 |
Несовершеннолетний привлекался к уголовной, административной ответственности и в отношении него был вынесен приговор либо судебное решение (т. е. был осужден, но в отношении него применена условная мера наказания, либо он был освобожден от отбывания наказания) |
|
|
1.5 |
Несовершеннолетний был осужден к лишению свободы (отбывал наказание) либо неоднократно привлекался к уголовной или иной ответственности |
|
|
1.6 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0), Средний (1-2), Высокий (3-5) |
|
|
Комментарии к указанным характеристикам риска
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание поступков, ставших основанием для проведения ИПР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание предшествующего опыта противоправного поведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК 2. СЕМЕЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ВЫПОЛНЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ (ОПЕКУНСКИХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
2.1 |
Неадекватный уровень контроля (отсутствие контроля либо, наоборот, гиперопека) |
|
|
2.2 |
Трудности в осуществлении контроля над поведением ребенка (не подчиняется указаниям, реагирует на них агрессивно) |
|
|
2.3 |
Применение неприемлемых и неадекватных дисциплинарных методов (наказания несоразмерные проступкам, унижение личности ребенка, угрозы, принуждение) |
|
|
2.4 |
Непоследовательное воспитание (противоречия в воспитательных воздействиях, отсутствие понятных правил поведения) |
|
|
2.5 |
Плохие взаимоотношения отец – ребенок (излишне напряженные либо, наоборот, отчужденные взаимоотношения; являются проблемой для подростка даже во время отсутствия отца или после смерти отца) |
|
|
2.6 |
Плохие взаимоотношения мать — ребенок (излишне напряженные либо, наоборот, отчужденные взаимоотношения. Являются проблемой для подростка даже во время отсутствия или после смерти матери) |
|
|
2.7 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0-2), Средний (3-4), Высокий (5-6) |
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК 3: Образование (внеурочная занятость)
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
3.1 |
Плохое поведение в классе (на уроке) (создает проблемы остальным ученикам) |
|
|
3.2 |
Плохое поведение в школе (совершает агрессивные или противоправные поступки) |
|
|
3.3 |
Низкая успеваемость (не учится в силу своих возможностей или не имеет достаточных базовых знаний) |
|
|
3.4 |
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (замкнут, конфликтует с остальными учениками или не принимается коллективом) |
|
|
3.5 |
Проблемы во взаимоотношениях с учителями (вражда, регулярные конфликты) |
|
|
3.6 |
Прогулы (пропускает уроки и учебные дни без уважительных причин) |
|
|
3.7 |
Не учится, не занимается общественно-полезной деятельностью (не планирует дальнейшее обучение и карьеру) |
|
|
3.8 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0), Средний (1-3), Высокий (4-7) |
|
|
Комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК 4: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
4.1 |
Есть приятели с асоциальными/антисоциальными взглядами и установками (т.е. у подростка есть приятели из числа тех, кто был осужден или находится под следствием/судом, или имеет асоциальные взгляды) |
|
|
4.2 |
Есть друзья с асоциальными/антисоциальными взгляда ми и установками Внимание! Если Вы отметили этот пункт, также следует отметить пункт 4.1 |
|
|
4.3 |
Нет или мало социально адаптированных приятелей (которые могут служить образцом для подражания) |
|
|
4.4 |
Нет или мало социально адаптированных друзей. (Внимание! Этот пункт не отмечается, если у подростка имеется как минимум 2 «положительных» друга) |
|
|
4.5 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0-1), Средний (2-3), Высокий (4) |
|
|
Комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК 5: УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ, АЛКОГОЛЯ, ИНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
5.1 |
Редкое употребление наркотиков, ингалянтов, а также алкоголя (Внимание! Данный пункт НЕ отмечают, если подросток прекратил употреблять ПАВ больше года назад) |
|
|
5.2 |
Систематическое употребление наркотиков или ингалянтов (как минимум два раза в неделю) Внимание! Если Вы отметили этот пункт, также следует отметить пункт 5.1 |
|
|
5.3 |
Систематическое употребление алкоголя (чаще трех раз в неделю) Внимание! Если Вы отметили этот пункт, также следует отметить пункт 5.1 |
|
|
5.4 |
Употребление наркотиков, ингалянтов или алкоголя препятствует нормальной деятельности (ограничивает физические или социальные возможности подростка) |
|
|
5.5 |
В результате употребления наркотиков или алкоголя случались правонарушения |
|
|
5.6 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0), Средний (1-2), Высокий (3-5) |
|
|
Комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК 6: ДОСУГ /СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
6.1 |
Недостаточно организованный досуг (не посещает спортивные секции, кружки и т.д.) |
|
|
6.2 |
Непродуктивное использование времени |
|
|
6.3 |
Отсутствие личных интересов (спорта, хобби, чтения и т.д.) |
|
|
6.4 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0), Средний (1), Высокий (2-3) |
|
|
Комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК 7: ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА/ПОВЕДЕНИЕ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
7.1 |
Завышенная или неустойчивая самооценка (самомнение или самоуничижение) |
|
|
7.2 |
Склонен к физической агрессии (вместо конструктивных способов улаживания противоречий с другими людьми) |
|
|
7.3 |
Бывают вспышки неконтролируемого гнева . Гиперактивность, нарушения внимания (не может сосредоточиться на задаче) |
|
|
7.4 |
Гиперактивность, нарушения внимания (не может сосредоточиться на задаче) |
|
|
7.5 |
Плохо переносит неудачи (занимает оборонительно-агрессивную позицию) |
|
|
7.6 |
Отсутствие чувства вины и ответственности за свои действия |
|
|
7.7 |
Склонность к вербальной (словесной) агрессии (часто использует грубые, оскорбительные или угрожающие выражения) |
|
|
7.8 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0), Средний (1-4), Высокий (5-7) |
|
|
Комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК 8: ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
8.1 |
Антисоциальные/криминальные установки (ориентирован на асоциальную или криминальную карьеру) |
|
|
8.2 |
Не обращается за помощью |
|
|
8.3 |
Отвергает помощь (сопротивляется попыткам оказать ему личную или профессиональную помощь) |
|
|
8.4 |
Не признает общественные авторитеты (подросток отказывается выполнять указания родителей, преподавателей; враждебно относится к представителям правоохранительных и правоприменительных органов; подвержен «криминальной романтике») |
|
|
8.5 |
Не проявляет сочувствие, сопереживание, заботу |
|
|
8.6 |
Итого количество отмеченных пунктов. Оценка уровня риска: |
|
|
|
Низкий (0), Средний (1-3), Высокий (4-5) |
|
|
Комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧАСТЬ II: ОБОБЩЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА/ВОЗМОЖНОСТЕЙ
(данные из Части I)
Оценка 1
Блоки 1-8 |
Оценка уровня риска. Поставьте соответствующий балл и подчеркните нужную оценку (из Части 1) |
Отягчающие факторы |
Потенциальные ресурсы\ возможности преодоления проблемы |
1. Предыдущие и текущие преступления
|
|
|
|
2. Семейные факторы |
|
|
|
3. Образование |
|
|
|
4. Взаимоотношения со сверстниками |
|
|
|
5.Злоупотребление алкоголем и наркотиками |
|
|
|
6. Отдых, досуг |
|
|
|
7. Личные качества |
|
|
|
8. Жизненные установки |
|
|
|
Общий балл (сумма)* |
|
|
|
*Подчеркните соответствующую оценку уровня риска:
Низкий (0-8) Средний (9-26) Высокий (27-34) Очень высокий (35-42)
Дата оценки __________________
ЧАСТЬ III: ОЦЕНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА/ВОЗМОЖНОСТЕЙ
БЛОК 9. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
9.1 |
Финансовые/жилищные проблемы (которые семья переживает в настоящее время) |
|
|
9.2 |
Неблагоприятные жилищные условия (отсутствуют минимально необходимые условия) |
|
|
9.3 |
Проблемы с адаптацией в новой культурной/этнической среде |
|
|
9.4 |
Криминальная наследственность (наличие судимостей у родителей, братьев, сестер) |
|
|
9.5 |
Эмоциональное и психическое расстройство родителей |
|
|
9.6 |
Злоупотребление родителями наркотиками/алкоголем |
|
|
9.7 |
Серьезные проблемы в семейной жизни (конфликт, развод, болезнь, смерть родителей) |
|
|
9.8 |
Серьезные эмоциональные травмы в связи с проблемами в семье |
|
|
9.9 |
Отсутствие сотрудничества со стороны родителей: один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении |
|
|
9.10 |
Жестокое обращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи |
|
|
9.11 |
Жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи |
|
|
9.12 |
Социально-педагогическая запущенность
|
|
|
9.13 |
Угроза со стороны третьих лиц
|
|
|
9.14 |
Серьезная зависимость от компьютерных или азартных игр |
|
|
9.15 |
Отсутствие или неучастие в воспитании одного или обоих родителей |
|
|
9.16 |
Отсутствие у подростка жизненных планов и склонность к «девиантной карьере» |
|
|
БЛОК 10. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
10.1 |
Проблемы со здоровьем, болезненность |
|
|
10.2 |
Инвалидность по какому-либо соматическому заболеванию |
|
|
10.3 |
Наличие психического расстройства |
|
|
10.4 |
Особенности психофизического развития |
|
|
10.5 |
Сниженный эмоциональный тонус: у подростка часто наблюдается сниженное настроение, апатия, пессимизм |
|
|
10.6 |
Попытки суицида или самоповреждающее поведение |
|
|
Комментарии: _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 11. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
11.1 |
Низкая самооценка |
|
|
11.2 |
Низкий уровень социальных навыков (плохо справляется с социальными ситуациями) |
|
|
11.3 |
Недостаток/отсутствие коммуникативных навыков |
|
|
11.4 |
Недостаточное развитие навыков разрешения конфликтов. |
|
|
11.5 |
Не признает проблемы в своем поведении или вину за свои действия |
|
|
11.6 |
Трудности в обучении (не справляется с учебной программой) |
|
|
11.7 |
Круг общения не соответствует возрасту (общается с детьми, значительно младше или старше себя по возрасту) |
|
|
11.8 |
Неспособность противостоять влиянию старших и сверстников |
|
|
Комментарии: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛОК 12. ПРОШЛЫЙ ОПЫТ
№ |
Критерий |
Да |
Описание риска |
12.1 |
Жертва физического/сексуального преступления (подвергался насилию) |
|
|
12.2 |
Проблемы сексуального развития и поведения (вовлечен в незаконные и/или неприемлемые сексуальные действия) |
|
|
12.3 |
Случаи физического/сексуального насилия в прошлом по отношению к другим |
|
|
12.4 |
Насилие в отношении старших по возрасту или статусу (учителей, родителей и т. д.) |
|
|
12.5 |
Поджоги или попытки поджогов в прошлом |
|
|
12.6 |
Экстремизм во взглядах, нетерпимость к отдельным социальным группам |
|
|
12.7 |
Побеги из дома, учреждений закрытого типа, бродяжничество в прошлом |
|
|
Комментарии: ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Форма
Программа индивидуальной профилактической работы
Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего
_______________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________
Адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сведения о его законных представителях:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Категория несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа __________________________________
Номер и дата поступления документа, являющегося основанием для проведения ИПР _______________________________________________________________________
Выявленные риски повторного совершения противоправных действий: _______________________________________________________________________
Мероприятия:
N |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Отметка о выполнения |
Диагностика |
||||
|
|
|
|
|
Профилактика и коррекция |
||||
|
|
|
|
|
Просвещение |
||||
|
|
|
|
|
Консультирование |
||||
|
|
|
|
|
Организация досуга (временной трудовой занятости) |
||||
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты реализации программы:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Перечень мероприятий программы ИПР и лиц, ответственных за их проведение
Мероприятие по типам |
Ответственный за проведение |
Индивидуальные занятия |
|
|
|
Групповые занятия |
|
|
|
Информационные мероприятия |
|
|
|
Диагностические мероприятия |
|
|
|
Кружки и секции |
|
|
|
Каникулярные мероприятия |
|
|
|
Материальная помощь |
|
|
|
Вторичная занятость (деятельность, приносящая доход) |
|
|
|
Юридическая помощь (в случае необходимости) |
|
График проведения / Календарное планирование участия несовершеннолетнего в мероприятиях ИПР
Мероприятие |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заместитель директора по воспитательной работе
_____________ ____________________ ________________________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
Подписи ответственных:
_____________ ____________________ ________________________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
Результаты реализации программы (по итогам работы):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Заместитель директора по воспитательной работе
_____________ ____________________ ________________________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
--------------------------------
Приложение 5
Категория несовершеннолетних, с которыми проводится ИПР |
Срок проведения ИПР |
Безнадзорные (лица в возрасте до восемнадцати лет, надзор за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями, опекунами или попечителями обязанностей по их воспитанию и содержанию либо вследствие их самовольного ухода из дома, детского интернатного учреждения); |
до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, занятию бродяжничеством или попрошайничеством, но не менее шести месяцев |
беспризорные (безнадзорные, не имеющие места жительства); |
|
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; |
|
потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством; |
в отношении которых в связи с установлением в соответствии с законодательством потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива проводится медицинская профилактика, - в течение одного года, а в отношении которых осуществляется диспансерное наблюдение, - в течение трех лет; |
привлеченные к административной ответственности; |
в течение одного года |
совершившие деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность; |
|
в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения; |
|
освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования; |
|
освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей; |
|
освобожденные из воспитательных колоний, арестных домов; |
|
вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений. |
|
осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания; |
до погашения судимости |
осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера; |
|
осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы; |
|
подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений |
до прекращения уголовного преследования, вступления в законную силу обвинительного или оправдательного приговора суда |
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних прекращается при истечении названных сроков или достижении возраста восемнадцати лет, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждении к наказанию в виде ареста или лишения свободы на определенный срок, в случае смерти, а также в определенном законодательством порядке объявления умершими либо признания безвестно отсутствующими. |
Приложение 6
Форма
Информация о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа по состоянию на «__» _______ года
Учреждение образования |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего |
Дата рождения |
Адрес места жительства |
Номер и дата документа, являющегося основанием для проведения индивидуальной профилактической работы (категория несовершеннолетнего) |
Дата принятия решения о прекращении индивидуальной профилактической работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свернуть